Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта. Техническая подготовка – процесс освоения спортсменом системы движений (техники вида сорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спорт результатов. Тактическая подготовка – это способность вести борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности. Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, неоюходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, к подготовке к соорев и надежного выступления в них
|
|
Дайте определение, что такое двигательный навык и двигательное умение. Укажите основные функциональные системы, участвующие в их реализация, и физиологические эффекты их деятельности.
Двигательные навыки – это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии. При этом автоматизированное движение становится таким, которое выполняется без координационного внимания. Любые навыки – бытовые, профессиональные, спортивные – не являются враждебными движениями. Они приобретены в ходе индивидуального развития. Возникая в результате подражания условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров. Деятельность этой системы включает следующие процессы: синтез афферентных раздражений (информации из внешней и внутренней среды), учет доминирующей мотивации (предпочтение действий), использование памятных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций); формировании моторной программы и образа результатов действий; внесение сенсорных коррекций в программу, если результат недостигнут. Процесс обучению двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспевать в упражнении и пр.). Оптимальный уровень мотиваций и эмоций способствует успешному усвоению двигательной задачи и ее решение.
|
|
Двигательные умения -представляет собой достаточно примитивную форму освоенных приемов и действий характеризуется отсутствием надежности наличием серьезных ошибок низкой эффективностью и т.д. Это системно правильное выполнение движений в биохимическом отношении, которое требует активного участия в сознании. Многократное повторение движений постепенно приводит к автоматизации элементов их координационной структуры и к образованию двигательного навыка. Спортсмену необходимо умение мгновенно оценивать возникшую ситуацию, быстро и эффективно перерабатывать поступающую информацию, выбирать в условиях дефицита времени активную реакцию и формировать наиболее результативные действия. Эти способности в наибольшей мере проявляются в спортивных играх и единоборствах, которые относятся к ситуационным видам спорта. В тех же случаях когда отрабатываются одни и те же движения, которые в неизменном порядке повторяются на тренировках и во время соревнований (особенно стандартных или стереотипных видах спорта, умение спортсменов закрепляются в виде специальных навыков).
97."Мертвая точка" и "второе дыхание"
Через несколько минут после начала напряженной и продолжительной работы у нетренированного человека часто возникает особое состояние, называемое "мертвой точкой" (иногда оно отмечается и у тренированных спортсменов). Чрезмерно интенсивное начало работы повышает вероятность появления этого состояния. Оно. характеризуется тяжелыми субъективными ощущениями, среди которых главное - ощущение одышки. Кроме того, человек испытывает чувство стеснения в груди, головокружение, ощущение пульсации сосудов головного мозга, иногда боли в мышцах, желание прекратить работу. Объективными признаками состояния "мертвой точки" служат частое и относительно поверхностное дыхание, повышенное потребление О2 и увеличенное выделение СО2 с выдыхаемым воздухом, большой вентиляционный эквивалент кислорода, высокая ЧСС, повышенное содержание СО2 в крови и альвеолярном воздухе, сниженное рН крови, значительное потоотделение.
Общая причина наступления "мертвой точки" состоит, вероятно, в возникающем в процессе врабатывания несоответствии между высокими потребностями рабочих мышц в кислороде и недостаточным уровнем функционирования кислородтранспортной системы, призванной обеспечивать организм кислородом. В результате в мышцах и крови накапливаются продукты анаэробного метаболизма и прежде всего молочная кислота. Это касается и дыхательных мышц, которые могут испытывать состояние относительной гипоксии из-за медленного перераспределения сердечного выброса в начале работы между активными и неактивными органами и тканями тела.
Преодоление временного состояния "мертвой точки" требует" больших волевых усилий. Если работа продолжается, то сменяется чувством внезапного облегчения, которое прежде и чаще всего проявляется в появлении нормального ("комфортного") дыхания. Поэтому состояние, сменяющее "мертвую точку", называют "вторым дыханием". С наступлением этого состояния ЛВ обычно уменьшается, частота дыхания замедляется, а глубина увеличивается, ЧСС также может несколько снижаться. Потребление О2 и выделение СО2 с выдыхаемым воздухом уменьшаются, рН крови растет. Потоотделение становится очень заметным. Состояние "второго дыхания" показывает, что организм достаточно мобилизован для удовлетворения рабочих запросов. Чем интенсивнее работа, тем раньше наступает "второе дыхание".
|
|
Опишите элементарные формы проявления быстроты. Укажите, какие факторы определяют максимальную частоту движений, и какие морфологические и физиологические особенности обеспечивают быстроту выполнения одиночного движения и латентное время реакции.
В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременности умственных операций, и в сочетании с другими качествами. К элементарным формам проявления быстроты относятся следующие: 1. общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) – например, прыжков, метаний. 2. Время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложный (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особое значение в ситуационных упражнениях и спринте). 3. максимальный темп движений характерный, например, для спринтерского бега. Факторами, влияющими на ВДР, является врожденные особенности человека, его текущие функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация уровень спортивного мастерства, количество воспринимаемой спортсменом информации. Другим простым показателям быстроты является максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени – 10 сек., так называемый теппинг – тест. Взрослые лица производят 50-60 движений за 10 сек., спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры – порядка 60-80 движений и более.