Коммерческие службы в зависимости от целей и задач имеют различную структуру и функции. В условиях рыночных отношений происходит уход от унифицированных организационных структур, так как возникает необходимость их формирования с учетом адаптации под конкретные цели и задачи.
Можно выделить разные уровни организации коммерческой деятельности и управления ею:
• макроуровень (народнохозяйственный);
• мезоуровень (отраслевой);
• микроуровень (уровень субъекта хозяйствования).
На макроуровне ставится задача скоординировать действия всех участников коммерческой деятельности, сформировать механизм сбалансирования их интересов и правовое поле для эффективной работы. Она возложена на Совет Министров Республики Беларусь.
На мезоуровне задачи по управлению торговлей возложены на Министерство торговли Республики Беларусь, которое подчинено Совету Министров Республики Беларусь. Решения, принимаемые Министерством торговли, являются обязательными к исполнению торговыми организациями на всех уровнях, для субъектов хозяйствования разных систем, организационно-правовых форм и форм собственности.
|
|
Основными функциями с учетом современных рыночных стандартов являются:
• проведение государственной политики в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
• создание конкурентной среды, преодоление монополизма в сфере товарного обращения, обеспечение равноправия всех форм собственности в торговле;
• координация деятельности всех государственных органов управления отраслью, местных исполнительных, распорядительных органов и общественных организаций, ликвидация региональных и ведомственных барьеров при передвижении товаров, обеспечение необходимых товарных потоков для удовлетворения потребностей внутреннего рынка;
• мониторинг конъюнктуры внутреннего потребительского рынка, обеспечение доступа к полученной информации юридических лиц и предпринимателей к информации, необходимой для обоснования принимаемых решений;
• создание условий для роста спроса на отечественную продукцию;
• обеспечение условий для использования современных технологий в торговой отрасли;
• координация работы по развитию и эффективному использованию инновационных технологий и средств, выделяемых для их развития, определение современных требований к развитию форматов торговых объектов, организации процессов продажи товаров и услуг, управлению товарными запасами, обеспечивающими ускорение товарооборачиваемости, сокращение издержек обращения;
• проведение работы по созданию и развитию информационных систем;
|
|
В системе потребительской кооперации, которая подчиняется по общим вопросам вышеперечисленным структурам, роль отраслевого уровня выполняет Белкоопсоюз. Коммерческой работой в Белкоопсоюзе занимается Управление торговли Белкоопсоюза, включающее отделы, сформированные по функциональному и товарному признакам. Кроме этого, коммерческую деятельность обеспечивают отдел маркетинга и Белкоопвнешторг в рамках своих задач.
Основными функциями коммерческой службы Белкоопсоюза являются:
• управление коммерческой деятельностью всех субъектов хозяйствования своей системы и создание эффективного взаимоотношения с другими субъектами рынка;
• защита интересов кооперативной торговли в вышестоящих органах;
• разработка стратегии развития торговой отрасли потребительской кооперации;
• управление закупочной работой субъектов хозяйствования;
• распространение передового опыта, новых технологий в торговой отрасли, в том числе информационных;
• взаимодействие с промышленностью с целью защиты собственных интересов;
В дополнение к названным функциям, которые коммерческая служба облпотребсоюза реализует в зоне своей деятельности, ей приходится:
• обосновывать потребность в товарах зоны своей деятельности;
• организовывать работу по формированию товарных ресурсов;
• управлять товарными ресурсами, оптимально распределяя их по регионам области, используя эффективные пути и каналы распределения;
• работать в контакте с промышленностью, в том числе местной и собственными источниками товарного обеспечения;
• разрабатывать и реализовывать коммерческую стратегию торговой отрасли на основе современных эффективных технологий;
• обеспечивать высокий уровень торгового обслуживания и защиту прав потребителя.
В торговой отрасли низшим звеном, занимающимся коммерческой работой на микроуровне, являются субъекты хозяйствования, торговые объекты разного формата с различными объемами продаж и функциями. Они очень разнообразны, поэтому не представляется возможным унифицировать структуру этих служб. Однако объединяет их выполнение оперативных коммерческих функций, многие из которых являются сложными, затратными и постоянно критически оцениваются покупателями.
Основные функции коммерческого аппарата торговой организации распределяются в качестве должностных обязанностей специалистов коммерческого аппарата. К ним относятся:
• изучение конъюнктуры рынка, спроса населения в зоне своей деятельности;
• обоснование потребности в товарах для своих торговых объектов;
• управление товарными ресурсами;
• осуществление договорной работы;
• внедрение передовых технологий на торговых объектах, их техническое и материальное обеспечение;
• доведение торговых объектов до стандартных требований, обеспечивающих высокий уровень торгового обслуживания, необходимые условия труда и сохранность товароматериальных ценностей;
В розничном торговом объекте коммерческой деятельностью занимаются все сотрудники. От понимания каждого из них своей роли во многом зависит позитивный вклад конкретного магазина в общую эффективность коммерческой деятельности торговой организации в целом. Но все-таки можно выделить тех, на ком лежит ответственность за организацию коммерческой работы магазина.
К важнейшим коммерческим функциям работников торгового объекта (магазина) следует отнести:
• изучение спроса населения своей зоны деятельности;
• изучение торговых объектов конкурентов, их достоинств, недостатков;
• обоснование партий и частоты завоза;
• формирование конкурентоспособного, рентабельного ассортимента;
|
|
• продвижение товаров отечественного производителя, формирование положительного имиджа этих товаров;
• коммерческая работа по продаже товаров и оказанию услуг;
• рекламно-информационная работа, работа по формированию спроса и стимулированию продаж;
Функции коммерческой службы оптовых торговых организаций условно можно разделить на три группы:
1) функции, обеспечивающие закупочную работу:
• изучение поставщиков, отбор наиболее привлекательных:
• выбор формы оптовых закупок (на ярмарке, бирже, торгах и др.) и участие в их проведении;
• преддоговорная работа:
• работа по заключению договоров;
• организация поставок, выполнение договоров, контроль за этим процессом;
• формирование ассортиментной модели оптовой базы;
• претензионная работа совместно с юридической службой,
2)функции, обеспечивающие оптовую продажу:
рекламно-информационная работа с покупателями;
• договорная работа с покупателями;
• управление поставками товаров в розничную сеть, бесперебойное обеспечение магазинов зоны своей деятельности в нужном объеме и в согласованные сроки;
• рационализация схем завоза и системы завоза в целом;
• оказание услуг оптовым покупателям;
3) организационно-рыночные функции:
• изучение рынка, анализ его конъюнктуры;
• расширение зоны обслуживания, поиск новых поставщиков и покупателей;
• воздействие на производство по вопросам выпуска пользующихся спросом конкурентоспособных товаров;
• формирование набора востребованных услуг,
• разработка коммерческой стратегии;
• обеспечение рентабельной работы оптовой торговой организации и устойчивой конкурентной позиции на рынке.
Коммерческие функции других оптовых посредников и организаторов оптового оборота в связи с их особой спецификой будут рассмотрены в разделе «Коммерческая деятельность при оптовых закупках и оптовой продаже»