Лидерских качеств у студентов

Актуальность развития лидерских качеств у студентов связана с формированием общекультурных и профессиональных компетенций, а также с планированием будущего карьерного и личностного роста молодых специалистов. В современных социально-экономических и политических условиях, требующих от человека повышенной конкурентоспособности, выпускник вуза должен обладать не только соответствующим уровнем развития знаний, умений и навыков, но и внушительным набором лидерских качеств, позволяющих ему максимально успешно реализовать свой творческий потенциал в практической деятельности [3].

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и общих квалификационных требований к специалистам позволяет выделить ряд компетенций, предусматривающих определенный уровень развитости лидерских качеств [1]:

— интеллектуально-творческие компетенции, проявляющиеся в готовности к выполнению профессиональных задач, способности генерировать новые идеи в альтернативу стандартным решениям, умениях практически оценивать ситуацию, обоснованно и целесообразно использовать информацию, обращать внимание на главное;

организаторские компетенции, выражающиеся в способностях самостоятельно принимать решения, добровольно брать на себя ответственность за решение групповой задачи, управлять собой, обладать психологической готовностью к работе в команде, находить индивидуальный подход к людям;

исполнительские компетенции, включающие готовность к длительному выполнению работ с высокой эффективностью, способности находить нестандартное решение и адекватно оценивать достигнутые результаты, навыки рациональных действий в обращении с информацией, способность действовать целенаправленно, по чёткому алгоритму действий с упорным стремлением достичь поставленной цели;

— социально-коммуникативные компетенции, включающие способность вести людей за собой, умение гасить конфликты при разрешении групповой задачи и находить общий язык с разными людьми, чувствовать и понимать эмоции других.

Основными критериями проявления лидерства у студентов являются: психологическая готовность личности к лидерству (внутренний критерий) и реальное проявление лидерских качеств личности в деятельности и взаимодействии с коллективом (внешний критерий). Эти критерии позволяют объективно увидеть результативность процесса становления лидерских качеств у студентов [2].

В настоящее время работа по формированию лидерских качеств у студентов СПбГУКиТ значительно активизировалась. Разработаны различные тесты, тренинги, упражнения для развития лидерских качеств, повышения лидерского потенциала. Данные занятия проводятся кураторами в группах, мастерами на мастер-классах и творческих встречах. Но самый эффективный путь — это развитие студенческого самоуправления, которое обладает огромным спектром возможностей для воспитания перспективного профессионала, способного к смелым независимым инновационным решениям. Ведь стремление и готовность студентов принимать активное участие в решении учебно-воспитательных задач, стоящих перед университетом, формирует самостоятельное мышление, социальную активность, организаторские и коммуникативные способности, что, несомненно, важно для формирования профессиональной культуры будущего специалиста.

Студенческое самоуправление нами рассматривается как способ организации целенаправленной жизни студентов, заключающийся в поддержке, стимулировании, приобщении их к деятельности самоуправления, что и приводит к формированию у молодых людей активной, заинтересованной позиции по отношению ко всем сторонам жизнедеятельности университета. Включенность в самоуправленческую деятельность и является той благоприятной средой, в условиях которой и возможно развитие свободной, самоценной личности. Лидерство в системе студенческого самоуправления отличается богатством различных ролевых позиций, обусловленных разнообразием программ его реализации и характера полномочий. Поэтому вовлечение студентов в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие лидерских способностей [4].

Самоуправление в СПбГУКиТ играет большую роль, поскольку охватывает всё студенческое сообщество, реализуясь на уровне групп, курсов, факультетов и университета в целом. Лидеры студенческих советов готовы активно участвовать в планировании учебного процесса; вырабатывать предложения по оказанию морального поощрения и материальной помощи студентам; организовывать систему изучения и учета общественного мнения студентов по важнейшим вопросам жизни вуза; создавать условия, при которых обеспечивается участие каждого студента в обсуждении проблем, принятии и выработке решений; помогать кафедрам в организации предметных олимпиад, выпуске факультетских газет, проведении интеллектуальных, культурно-массовых и спортивных мероприятий; организовывать деятельность волонтерского движения, трудовых десантов, профильных отрядов и т. д.

Общие направления работы органов студенческого самоуправления в СПбГУКиТ следующие:

1. Содействие руководству вуза в подготовке квалифицированных специалистов, обучение лидеров ССУ.

2. Активизация инициативной социально-значимой деятельности студентов.

3. Гражданско-патриотическое воспитание, формирование правовой культуры студентов.

4. Культурно-массовая работа, организация творческих походов и досуговых мероприятий со студентами.

5. Защита и представление интересов студентов в различных социальных сферах их учебной деятельности и внеучебной жизни.

И у нас есть основания полагать, что актуальность привлечения студентов к самоуправленческой деятельности в СПбГУКиТ будет только возрастать, а направления – расширяться. Это связано с большой востребованностью таких специалистов, которые способны активно добиваться успеха в профессиональной и общественной деятельности, науке и культуре, одним словом, успешных лидеров, не жалеющих сил для яркого будущего страны.

Литература

1. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза. — Красноярск: СибГТУ, 2006.

2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. — М.: Статус, 2007.

3. Пучков Н.П., Авдеева А.В. Организация воспитательной работы в вузе по формированию лидерских качеств обучающихся: методические рекомендации. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

4. Пучков Н.П. К вопросу планирования воспитательной работы по формированию лидерских качеств у студентов вузов / Н.П. Пучков, А.В. Авдеева // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. — 2009.

О. А. Чулков

к.ф.н., доцент, декан гуманитарного факультета

ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: