Билет №10 система Ε

1. Сертификация в Германии.

Правовой базой сертификации в Германии служат законы в области охраны здоровья и жизни населения, защиты окружающей среды, безопасности труда, экономии ресурсов, защиты интересов потребителей. С 1990 г. в стране действует закон об ответственности за изготовление недоброкачественной продукции, который гармонизован с законодательством стран — членов ЕС и служит законодательной базой для сертификации в рамках единого рынка. Закон охватывает весьма широкий круг товаров от игрушек до некоторых видов оборудования.

По данным Германского информационного центра ГАТТ/ВТО, Общенациональная система сертификации в стране включает несколько систем сертификации. Потребности германской экономики на 80-90% удовлетворяют следующие системы, составляющие общенациональную:

А — система сертификации соответствия регламентам;

А1 — система сертификации соответствия стандартам DIN;

А2 — система сертификации VDE;

A3 — система сертификаци DVGW;

В — система сертификации Германского института гарантии качества и маркировки RAL;

С — система сертификации на знак GS промышленной технологии;

D — система надзора за соответствием строительных конструкций федеральным нормам;

Ε — система сертификации средств измерений и эталонов;

F — система сертификации соответствия разделу 24 Германского промышленного законодательства.

Система А1 охватывает все виды изделий, на которые установлены требования в стандартах DIN. Руководит ею Германский институт стандартизации. Система носит добровольный характер.

Система А2 — это система Союза электротехников (VDE), поддерживаемая Институтом сертификации и испытаний (PZI).

Система A3 — это система сертификации Ассоциации фирм по газо- и водоснабжению Германии - DVGW.

Система В, называемая системой RAL, работает под руководством Германского института гарантии качества и маркировки, в состав которого входит около 150 обществ по качеству.

Система С — это система сертификации, которая подтверждает соответствие изделий требованиям Закона о безопасности приборов (GSG), что удостоверяется маркировкой знаком GS.

Система D в отличие от предыдущих является обязательной и распространяется на продукцию строительного профиля, на которую действуют законодательные предписания и распоряжения.

Система Ε — система сертификации, действующая в рамках законодательной метрологии.

Система F занимается сертификацией паровых котлов, баллонов высокого давления, средств транспортировки горючих жидкостей, взрывозащищенного электрооборудования, подъемных устройств.

Германия отличается от других стран Европы – высоким уровнем жизни и экономики.

2. Деятельность ЕС в области стандартизации.

Деятельность ЕС в области стандартизации направлена на выполнение положений Римского договора 1957 г. о создании единого европейского рынка. Договор предписывает сближение законодательных, распорядительных и административных решений стран-членов. Для начала работ по сближению национальных стандартов в рамках устранения технических барьеров в торговле была характерна попытка их гармонизации. Однако вскоре стала очевидной невозможность решения проблемы таким путем, вследствие чего осуществляется переход на создание единых европейских стандартов — евронорм. Но главным направлением, реально устраняющим технические барьеры в торговле, признано принятие Директив ЕС прямого действия, т.е. содержащих законодательные положения и требования к параметрам конкретных видов товаров или процессов (процедур). Если в них имеются ссылки на евронорму или технический регламент, это переводит указанные нормативные документы в ранг обязательных к выполнению.

Таким образом был сделан переход от гармонизации отдельных национальных стандартов и технических регламентов к гармонизации законодательных положений (технического законодательства). Совет ЕС определил основной принцип гармонизации стандартов и сертификации — гармонизация законоположений ограничивается установлением требований безопасности в рамках директив. Это значит, что для данной продукции должны быть обеспечены условия свободной торговли в рамках ЕС; на органы, ответственные за стандартизацию промышленных товаров, возлагается задача по разработке таких технических регламентов, которые заставляют изготовителей выпускать продукцию, соответствующую общим требованиям директив. Примечательно, что сами по себе технические регламенты и евронормы не обязывают производителей четко выполнять их требования. Однако на администрацию предприятий возложена обязанность подтверждать соответствие продукта общим требованиям директив. Поэтому если предприятие не соблюдает требования евронормы (технического регламента) и не может декларировать соответствие продукции их требованиям, на него ложится бремя доказательств соответствия изделия общим требованиям директив через сертификацию.

При разработке евронорм широко используются национальные стандарты странчленов, особенно германские (стандарты DIN), французские (APNOR), а также международные. Если указанные нормативные документы отвечают требованиям интеграции западноевропейских стран, их применяют в качестве европейских стандартов.

Работы по директивам ЕС в области стандартизации сконцентрированы на регламентации обязательных норм по безопасности труда, охране здоровья и окружающей среды, а также на выявлении стандартов (технических регламентов), на которые следует делать ссылки в директивах в части требований к параметрам качества товаров. Проблемные моменты европейской региональной стандартизации связаны с инновационными процессами, в первую очередь в машиностроении и технологии. Имеются два аспекта этих проблем: обеспечение научно-технического прогресса стран—членов ЕС через стандартизацию и экономическая эффективность стандартизации в период разработки новой продукции или технологии.

Для упорядочения и ускорения разработки директив по стандартизации установлены следующие принципы:

• гармонизация законодательств стран-членов ЕС исходя из требований безопасности, охраны здоровья и защитыокружающей среды;

• передача определения технических норм, обеспечивающих эти параметры, Европейскому комитету по стандартизации (СЕН) и Европейскому комитету по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК);

• признание национальными правительственными органами соответствия общим требованиям директив тех изделий, которые изготовлены по Европейским (евронормам) или национальным стандартам (техническим регламентам). Если же изготовитель выпускает продукцию по какому-то другому нормативному документу, то он должен доказывать соответствие своего товара требованиям директив сертификатом соответствия, утвержденным в ЕС, либо путем сертификационных испытаний в соответствующих организациях.

После того как Комиссия ЕС пришла к выводу, что во многих случаях трудности в товарообмене возникают из-за незнания о существующих или разрабатываемых стандартах (технических регламентах) в других странах ЕС, была принята Директива ЕС "Методы и процессы информирования в области стандартов и технических регламентов". После ее основательной доработки и введения в действие, сложилась процедура взаимного информирования, основные моменты которой следующие:

• каждая страна—участница ЕС обязана информировать соответствующую инстанцию о программах подготовки проектов нормативных документов. При этом по вопросам регламентов следует обращаться в Комиссию Европейского Союза, по стандартам — в центральные секретариаты СЕН и СЕНЭЛЕК;

• каждая из указанных центральных инстанций накапливает и обрабатывает информацию и доводит ее до национальных органов по стандартизации стран-членов и региональных органов по стандартизации;

• каждая страна—член ЕС обязана сообщать полученную информацию заинтересованным кругам.

Директива касается всех видов продукции, кроме пищевых товаров, сельхозпродукции, медикаментов и косметики.

Основные практические задачи по региональной стандартизации возложены на СЕН и СЕНЭЛЕК, которые в своей практике информационного обеспечения руководствуются данной Директивой

3. Организационная структура ИСО.

Международная организация по стандартизации — ISO (International Organization for Standardization) — учреждена в 1947 г. как добровольная, неправительственная организация по соглашению между 25 индустриально развитыми странами о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов. Общей целью деятельности ISO ставилось содействие международному обмену товаров и услуг, а также содействие сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.

Деятельность ISO охватывает обширный спектр товаров, технологий и услуг в различных областях деятельности.

Изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены двумя важными областями — телекоммуникационной и электротехнической, так как для них уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC.

Организация ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации. К важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции (ISO 9000) и окружающей средой (ISO 14000), а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования, протоколы компьютерных

сетей и многое другое.

В ISO работает около 3000 технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в совещаниях которых ежегодно принимает участие более 30000 экспертов. ISO сотрудничает с более чем 500 международными организациями.

Стратегическим партнером ISO, с которой она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является всемирная торговая организация (World Trade Organization — WTO). ISO является организацией федеративного типа. В ее состав входят организации, которые подразделяются на три группы:

1. • организации—члены ISO (member bodies) — организации, непосредственно составляющие ISO, разделяют ответственность за выполнение основных задач, а также несут основную финансовую нагрузку по обеспечению деятельности ISO,

2. • организации-корреспонденты (correspondent members) — организации, не принимающие активного участия в технической и организационной работе ISO, но имеющие доступ к интересующей их информации;

3. • организации-подписчики (subscriber members) — организации, которые платят минимальные взносы, позволяющие им поддерживать официальные контакты с системой стандартизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: