Рис.7.2 216
Г. Правила комбинирования одноуровневых единиц сочетаются со стратегиями межуровневых переходов, которые направляются сначала развитием образа результата, а затем задачами реализации смысловой программы. (Обратим внимание на то, что понятие "стратегия" было использовано задолго до того, как этот термин вошел в широкий научный обиход и стал зачастую применяться из чисто конъюнктурых соображений и без понимания его особой сущностной значимости).
В-третьих, на с. 14-15 подчеркивается, что на каждом этапе речемыслительного процесса дальнейшее развитие действия направляется положительным или отрицательным итогом сличения продукта деятельности с запросом на этот продукт. На рис.7.2 имеются множественные стрелки с обозначениями "контроль" и "положительное решение": в случае принятия отрицательного решения, сигнализирующего о рассогласовании между полученным и ожидаемым результатом, происходит перестройка деятельности, для которой может оказаться необходимым возвращение к предшествующим этапам речемыслительного процесса. При этом от продукта каждого этапа модели идут стрелки не только к продукту предшествующего этапа, но ^и к пусковому моменту. На с. 15 уточняется, что обозначенный на рисунке "поэтапный контроль в связи с конечными результатами соответствующих процессов не исключает необходимости внутриэтапного сличения". Таким образом, речь идет о наличии множественного контроля — как межуровневого, так и внутриуровневого.
|
|
В модели, разработанной И.А. Зимней [Зимняя 1985], формирование и формулирование мысли посредством языка трактуется как сложный и многосторонний процесс, в котором разграничиваются три основных уровня (побуждающий, формирующий, реализующий), но неоднократно подчеркивается, что все компоненты и уровни на предложенной автором схеме (см. рис.7.3, где воспроизведена схема 4 со стр.80 обсуждаемой книги) являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, практически неразложимыми: "вся схема представляет одновременное взаимодействие всех компонентов, приводимых в действие внешним воздействием, непосредственным или опосредствованным через внутренний мир (принцип единой детерминации)" [Op. cit.: 81].
И.А. Зимняя следующим образом конкретизирует заложенные в этой схеме принципы:
1) от общего к частному (т.е. переход от недифференцированного к четко дифференцированному);
2) одновременное действие всех уровней на основе актуализации ранее сложившихся и упрочившихся межуровневых связей, т.е. параллельное, а не последовательное включение всех уровней;
3) сопряженность уровней, т.е. звено одного уровня является компонентом другого уровня;
|
|
4) конечное соответствие, т.е. выходной сигнал должен отражать замысел и коммуникативное намерение говорящего.
И.А. Зимняя указывает также, что моделирование механизма ре-чемыслительной деятельности позволяет увидеть осуществление деятельности говорения "со стороны" и наметить пути управления обучением говорению на иностранном языке, в том числе осознать роль мотивации говорения, разграничить предмет говорения (мысль), средства (язык) и способ (речь), определить зоны опасности интерференции и т.д.
Побуждающий уровень | Формирующий уровень | Реализующий уровень | |||
См ысл ообразу ющая фаза | Формирующая фаза | ||||
Мотив как | Пространственно- | В словесном | |||
опредмечен- | понятийная схема "" | > представлении | |||
ная потреб- | k | (выбор слов) | |||
Внешнее | ность | 4- | |||
воздей-" ствие | *1ΐ^33 Коммуни- | мы сел | Af | ггикуляционная ------- программа | ^ Артикуляция |
кативное | ч | ||||
намерение | Схема временной | В грамматическом | I | ||
t | развёртки, -"линейная схема" | Ь> структурировании ^(механизм грамма- | Т Акустический | ||
А | 1 тического структу- | сигнал | |||
1 рирования) | |||||
| |
I I
Слуховой контроль
Рис.7.3
Работа Т.В. Ахутиной [Ахутина 1989] посвящена прежде всего исследованию механизмов синтаксиса по данным нарушений речи при афазиях. Автор отмечает, что анализ зависимости использования больными синтаксических структур от характера и степени нарушений позволил обнаружить "три формы синтаксической организации высказывания: смысловую (членение "топик — коммент"), семантическую ("ролевая" грамматика) и формально-грамматическую. Эти данные подтвердили и конкретизировали представление о трехуровневой организации синтаксиса" [Op. cit.: 189]. На всех уровнях Т.В. Ахутина прослеживает осуществление операций одного и того же типа: имеет место актуализация фрейма, слоты которого заполняются с помощью выбора элементов из семантико-лексических парадигм соответствующего уровня, при этом разграничиваются различные виды синтаксиса разных уровней.
На рис.7.4 приводится разработанная Т.В. Ахутиной модель рече-мыслительного процесса, которая представлена на с. 196 обсуждаемой книги. Автор уточняет, что на схеме не отображены некоторые важные моменты, в том числе сочетание последовательного, пооперационного и параллельного принципов работы сложной функциональной системы, а также операции контроля; не помечены некоторые факультативные операции; не показаны возможные сокращенные пути производства высказывания, основанные на использовании готовых стереотипов [Op. cit.: 197].
^ Мотив „.„__„.„___ \
'....." ·"""......···"......^ТТ:....." —"'
Мысленный образ прошедше-настоящего и потребного будущего
Смысловое синтаксирование
(Подразум, топик—Ком-мент 1 >—Коммент —... Данное—Новое
Выбор "внутренних слов" по значению
Внутреннеречевой смысл, по Выготскому
и
Смысловая программа высказывания = иерархия предикатов
Семантическое синтаксирование ^ | ^ | Выбор слов по значению | ||
(Агенс— Объект—...) Действие | Значения, по Выготскому |
Семантическая структура предложения
Грамматическое структурирование
s—р—о
Выбор слов по форме
Морфемы/слова
Поморфемное представление предложения
Кинетическое программирование
Послоговая матрица
Выбор артикулам
Артикулемы
Моторная послоговая программа синтагмы ______
j j