Параметры горных выработок

На предприятиях, применяющих самоходное оборудование, все выработки в зависимости от их назначения, интенсивности и скорости движения в них машин подразделяются на погрузочные, доставочные, транспортные, промежуточные (поэтажные) и вспомогательные.

Пункты погрузки могут располагаться непосредственно в проходческих забоях, камерах или на днище очистных блоков. В днище блоков через выработки пункта погрузки выпускают отбитую горную массу. Это их главная технологическая функция. Длина погрузочных выработок колеблется от 8 до 17 м. Дорожное покрытие чаще всего находится в неудовлетворительном состоянии, поэтому движение во время заполнения ковша осуществляется по неровной скальной почве при ограниченной скорости 1,5-2,5 км/ч. Однако в последнее время в пунктах погрузки и выработках погрузки предусматривают искусственное покрытие из бетона, асфальтобетона или других материалов.

Доставочные выработки могут быть горизонтальными или наклонненными под углом 6-8° и иногда до 12°. Длина зависит от системы разработки, схемы нарезных работ и порядка отработки запасов блока. Обычно она изменяется от 30 до 500 м. Четкого разграничения между погрузочными и доставочными выработками нет. Скорость движения машин в доставочных выработках зависит от профиля пути, состояния дорожного покрытия и длины. При асфальтобетонном покрытии скорость груженой машины может составлять 15-18 км/ч, а без груза 20-40 км/ч. При плохом состоянии дорожного покрытия скорость машины с грузом не превышает 3,5-5 км/ч, а без груза – 6-10 км/ч.

а
б


b
r
 
 
 
 
 
 
R
 
b
 
(600)
(600)
 
 
 
 
 
а
 
 
а
 
c
r
 
R
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

B
b
A
c
c


Рис.55. Поперечное сечение выработок для самоходного оборудования:

а – транспортного; б – бурового и вспомогательного

1 – магистрали сжатого воздуха и воды; 2 – знак пешеходной дорожки; 3 – подвеска светильников; 4 – знак ограничения скорости (20 км/ч); 5 – вентиляционная труба;

6 – крепление кабелей; 7 – самоходная машина; 8 – водоотливная канавка; 9 –

пешеходный трап; 10 – знак, запрещающий движение людей

Размеры: R, r – большой и малый радиусы свода; х – минимальное расстояние между кузовом и наиболее выступающей частью подвески (не менее 500 мм); b – ширина

машины; А – ширина проезжей части (при поворотах); а – ширина тротуара; с – минимальный зазор; общая ширина транспортной выработки В = b + 1700 мм, а вспомо-гательной В = А + а + с (или В = А + 1000 мм и В = b + 2с); h м – высота кузова;

h п – высота прямой стенки (не менее 1800 мм); hb – общая высота выработки, мм (hb = h п + 2 r)

К транспортным выработкам относятся выработки основных откаточных горизонтов: квершлаги, штреки, штольни, наклонные стволы и спиральные спуски. По этим выработкам осуществляется основной грузопоток руды, грузов, материалов и людей. Они проводятся горизонтально или под углом до 12°, имеют дорожное покрытие. При отсутствии ограничений и длине выработок до 3000 м скорость машин возможна до 40 км/ч.

Промежуточные выработки располагаются выше доставочного горизонта и предназначаются для бурения и заряжания скважин при отбойке руды. Почву выработок в этих случаях присыпают мелким щебнем и разравнивают. Скорость движения машин не превышает 12 км/ч.

Вспомогательные выработки служат для вентиляции, доставки крупногабаритного оборудования и грузов. Это могут быть горизонтальные выработки, уклоны, съезды. Протяженность их от 15 до 5000 м, а иногда и более. Угол наклона съездов – 6-14°. Скорость движения транспортных средств колеблется от 4 до 15 км/ч. Конструктивные параметры выработок зависят от их технологического назначения (рис.55).

Уклон выработок выбирается с учетом их назначения, типа применяемого оборудования, срока службы. С увеличением угла наклона растут эксплуатационные расходы, особенно когда транспортирование руды идет на подъем. С другой стороны, с увеличением угла наклона резко сокращаются протяженность выработок и капитальные затраты на их проведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: