Продолжительность заполнения грузонесущего ковша зависит от способа загрузки грузонесущего элемента, физико-механических свойств загружаемой горной массы, мощности привода, удельных усилий внедрения и вырыва.
Загрузка ковша может быть раздельной, многоступенчатой, совмещенной, комбинированной и послойной.
Раздельный способ реализуется при поступательной движении машины, при этом ковш внедряется в штабель до упора кромки развала в заднюю стенку ковша (рис.54, а).
Обычно загрузка ковша ведется на рабочей (пониженной) скорости движения 2,5-4 км/ч. Внедренный ковш поворачивают до отказа на себя без продвижения машины. После этого ковш переводят в транспортное положение и машина отъезжает от штабеля. Этот способ применим при загрузке материала с небольшой насыпной плотностью (сланец, уголь, шлак).
Рис.54. Способ загрузки ковша: а – раздельный; б – многоступенчатый;
в – совмещенный; г – комбинированный; д – послойный; Р вн, Р в, Р п – соответственно усилия внедрения, вырыва, поворота
|
Многоступенчатый способ представляет собой несколько однократных последовательных внедрений, сочетающихся с подъемом (рис.54, б).
Совмещенный способ заключается в сочетании поступательного движения с поворотом (рис.54, в). В этом случае скорость движения машины должна быть равна средней скорости подъема режущей кромки ковша. При таком способе ковш предварительно внедряется в штабель примерно на половину своей длины.
Комбинированный способ (рис.54, г) реализуется при сочетании совмещенного и раздельного способов загрузки ковша. Его используют в момент пробуксовки ходовой части. Этот способ обеспечивает хорошее заполнение ковша при фронтальной загрузке (поступательно движение ковша осуществляется под прямым углом к кромке развала).
Послойный способ применяют при уборке проходческих забоев и планировочных работах. Взорванную горную массу черпают слоями при непрерывном движении машины вперед (рис.54, д). После загрузки ковш устанавливают в транспортное положение и машина перемещается к месту разгрузки.
Для получения наибольшей производительности машина должна двигаться с максимально возможной скоростью к пункту разгрузки. Там ковш разгружают фронтально путем его обратного поворота на угол, обеспечивающий полное освобождение от загруженного материала. После этого ковш устанавливают в транспортное положение и машину на максимально возможной скорости отгоняют в пункт погрузки. На этом полный рабочий цикл погрузочно-транспортной машины завершается.