И.И. Жинкин выдвинул гипотезу о существовании особого рода внутренней речи, не связанного непосредственно с формами натурального языка. Для его экспериментального доказательства он использовал методику «центральных речевых помех», затрудняющих речедвижения. Возможность осуществления в этих условиях мыслительных операций, например, переработки словесных сообщений, была расценена исследователем как подтверждение его гипотезы о «предметно-схемном» коде внутренней речи.
Освоение разработанного Л. С. Выготским понимания внутренней речи в рамках психолингвистики было начато А. А. Леонтьевым в статье «Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания», где он противопоставил понятия «внутренняя речь» и «внутреннее программирование».
Включение звена «внутреннего программирования» в состав речевого механизма позволило А. А. Леонтьеву реализовать те теоретические представления о механизмах произвольной деятельности, которые разработаны советскими и зарубежными психологами и физиологами.
|
|
А.А. Леонтьев рассматривает речевое высказывание как речевое действие внутри целостного акта деятельности, которому присущи такие признаки, как мотивированность, целенаправленность, трехчленность структуры (создание плана, его реализация и сличение), иерархическая организация. В соответствие с этой точкой зрения, всякое речевое действие, будучи мотивированным и целенаправленным, складывается из программирования, осуществления программы и сопоставления того и другого. Такая трактовка речевого действия предполагает возможность выделения содержательной (обусловленной задачей действия) и операциональной (определимой условиями действия) частей структуры речевого акта. Содержательная часть речевого (как и любого другого) действия программируется. В какую программу входят те признаки действия, которые, управляя его конкретным осуществлением, в то же время не зависят от этого осуществления. Его лексико-грамматическая характеризация предполагает приписывание последовательным элементам:
а) места в синтаксической схеме предложения;
б) грамматических обязательств;
в) полного набора семантических признаков;
г) полного набора акустико-артикуляторных признаков.
В центре предложенной Леонтьевым теории порождения речи лежит идея «внутреннего программирования».
И.А. Зимняя:
В речепорождении различает 3 уровня: мотивационно-побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями: смыслообразующим и формулирующим) и реализующий.
Побуждающий уровень является «запуском» всего процесса речепроизводства. Здесь потребность находит «свою определенность» в предмете деятельности. «В силу этого предмет мысль как «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом, т.е. тем, что конкретно побуждает деятельность говорения». Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения.
|
|
Процесс формирования смыслообразующая и формулирующая фазы. Смыслообразующая фаза образует и развертывает общий замысел говорящего. Воплощая замысел, как в пространственно-понятийной схеме, актуализирующей поле номинации, так и линейно-временной схеме, актуализирующей поле предикации. Актуализация понятийного поля актуализирует вербальное выражение как в акустическом, так и моторном образе, т. е. объединяя тем самым смыслообразующую и формулирующую фазы.
Реализующая фаза. Одновременно с процессом выбора слов производится операция их размещения, т.е. грамматико-синтаксическое оформление высказывания. Таким образом, формирующий уровень речепроизводства одновременно актуализирует механизм выбора слов, механизм временной развёртки и артикуляционную программу.
Т.В. Ахутина: 1. Синтаксис первого уровня смысловой. Он связан с ориентировочной реакцией и отражает перемещение фокуса внимания. Смысловой синтаксис, отражая перемещение фокуса внимания, позволяет выделять наиболее важную, с точки зрения говорящего, информацию и как результат строится набор пропозиций, лежащий в основе порождения высказывания. Так же он производит организацию отобранного содержания с позиций слушающего.
2. Семантический синтаксис — синтаксис второго уровня. Группирует предикативные пары в падежные рамки, соотносимые с поверхностными структурами, его особенность: многочленность, опосредованность языковыми значениями всех членов структуры, семантическая мотивированность, их роль в когнитивной организации материала категоризация компонентов ситуации в соответствии с выполняемыми ролями.
3. Синтаксис третьего уровня – поверхностный. Заключается в построении формально- грамматической структуры.
Сравнение трех рассмотренных теорий порождения речи обнаруживает их принципиальную близость. Это – представление о построении смысловой структуры высказывания, опосредующей переход от замысла к его речевому воплощению, служащей программой дальнейшего развертывания.
Сопоставление разных точек зрения на порождение речи показывает их несовпадение, различия в решении детальных конкретных вопросов механизма речи. В частности, имеются разногласия по поводу включения семантического плана речи – не ясен вопрос о смысловом синтаксисе и его соотношении с синтаксисом семантическим, их вместе в акте речепорождения.