Общее заключение

Экспериментальное исследование выявило определенные зако­номерности развития фонематического восприятия речи у детей.

Фонематическое восприятие возникает в связи с развитием се­мантики речи ребенка, которое перестраивает и восприятие звуков речи и артикуляцию. Развитие слуха и артикуляции, в свою очередь, влияет на последовательность возникновения восприятия отдельных фонем.

Показанная на табл. 1 последовательность возникновения фо­нематических радов у отдельных детей выявляет роль этих момен­тов в фонематическом развитии детской речи.

Как видно из таблицы, у большинства детей (67%) обнаружива­ется единообразная последовательность в возникновении воспри­ятия фонем. Эти дети ориентируются на акустические и артикуляци­онные особенности звуковой системы языка.

33% детей уклонялись от общей последовательности фонемати­ческого развития, одни из них - в сторону более быстрого усвоения акустических особенностей звука (22%), другие - в сторону более быстрого усвоения артикуляционных особенностей звука (11%). Од­нако эти уклонения наблюдаются лишь на определенных этапах раз­вития фонематического восприятия и поэтому не меняют общей схемы фонематического развития.

В основном исследование наметило две стадии фонематическо­го развития: стадия различения гласных и стадия различения согласных. Ребенок делит весь звуковой поток речи на две части, вычленяя из него в первую очередь гласные и от­личая их от других звуков - согласных.

Стадия различения согласных является, таким образом, первой ступенью фонематического развития детской речи и образует пер­вый фонематический ряд этого развития. Он разделяется на три последовательных этапа. Первый этап: различение а и не-а. Второй этап: различение и - у, э - о; различение и - о, э - у. Третий этап: различение и-э, у-о.

Стадия различения согласных сложна и многоступенчата. Свое­образным вступлением в эту стадию служит восприятие самого фак­та наличия согласных. Оно является некоторой предварительной ступенью различения согласных вообще. В общей схеме фонемати­ческого развития различение наличия согласных является второй ступенью и образует второй фонематический ряд.

Затем следует две крупные ступени в различении всей массы согласных. Сперва согласные разделяются на сонорные и шумные - это является третьей ступенью фонематического развития речи. Эта ступень разделяется на два ряда. Один из них составляет третий фонематический ряд развития речи ребенка и заключается в различении сонорных и артикулируемых шумных. Другой состоит в различении сонорных и неартикулируемых шумных, возникает поз­же других ступеней различения и образует шестой фонема­тический ряд. Он условно включается нами в пятую ступень фонематического развития речи. Вслед за расчленением сонорных и шумных возникает расчленение твердых и мягких согласных. Это является четвертой ступенью фонематического развития речи и об­разует четвертый фонематический ряд.

После этого возникает различение среди самих сонорных и шумных. Они образуют последние две ступени фонематического развития речи.

Различение сонорных происходит на пятой ступени фонемати­ческого развития и образует пятый фонематический ряд. Он разделяется на три последовательных этапа. Первый этап: разли­чение между назальными и плавными + jot. Второй этап: различение назальных. Третий этап: различение плавных.

Различение плавных и jot возникает очень поздно и образует последний двенадцатый фонематический ряд. Этот ряд условно включается в шестую ступень фонематического разви­тия речи.

Различение шумных происходит на шестой ступени фонемати­ческого развития и образует следующие ряды: седьмой фонематиче­ский ряд - различение взрывных и придувных; девятый фонематиче­ский ряд - различение передне- и заднеязычных; десятый фонемати­ческий ряд - различение глухих и звонких согласных; одиннадцатый фонематический ряд - различение шипящих и свистящих. Затем насту­пает двенадцатый фонематический ряд - различение плавных и jot.

Описанная последовательность фонематического развития речи ребенка изображена в таблице 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ Список детей-испытуемых
Имя и фамилия Возраст к началу опытов Возраст к концу опытов Фонематические ряды, исследованные у данного ребенка
Рима Барыкина 0; 10 1; 6 I - VII
Лида Бахурина 1; 6 2; 0 все
Шура Будакова 1;2 1; 7 1-VII
Вова Грунков I; 1 1; 6 I-VII
Нина Калянцева 1; 5 1; 11 III, V, VI, VIII - XII
Нина Карасева 1; 3 1;9 все
Катя Котова 1;5 1; 11 все
Зина Купавцева 1; 4 1; 9 I - VII
Люся Куртакова I; 3 1; 10 все
Люся Лукьянова 0; 11,22 0: 12,23
Таня Осокина 1; 1 1; 9 I- VII
Зина Попова 1; 6 1; 11 VI, VIII, X - XII
Люся Скачкова 1; 6 2:0 все
Люся Степанова 1; 1 1; 9 все
Юля Стрижакова 1: 2 1; 10 все
Вова Суханов 1; 4 1; 11 все
Толя Третьяков 1; 5 1; 11 I, III, V, VI, VIII-XII
Витя Федчин 1; 4 1: Н I-VII
Паша Хохлов 1; 3 1; 7 I-VII

Таблица 1 Последовательность возникновения фонематических рядов у отдельных детей
Фонематические ряды Дети                        
разли­чение глас­ных газли- чение налич. глас­ных разли­чение сонор. и арти­кул. Шум­ных разли­чение твер­дых и мягких согла­сных разли­чение соно­рных разли­чение сонор. и неарт. шум­ных Разли­чение rvo- tfbix и языч­ных разли­чение взрыв­ных и приду­вных разли­чение перед­не- и задне­языч­ных Разли­чение глухих и звон­ких разли­чение шипя­щих и свис­тящих разли­чение плав­ных и jot
Рима Барыкина                        
Лида Бахурина                        
Шура Будакова                        
Вова Грунков                        
Нина Калянцева             И  
Нина Карасева                        
Катя Котова                        
Зина Купавцева                        
Люся Куртакова       б               И
Таня Осокина                        
Зина Попова          
Люся Скачкова                        
Люся Степанова                        
Юля Стрижакова                        
Вова Суханов                        
Толя Третьяков                 И  
Витя Федчин                        
Паша Хохлов                        
Таблица 2 Общая схема фонематическою развития
Последовательность развития Фонематические различения
Стадия Ступень Ряд г)пш
Первая (разли­чение глас­ных) первая (различение гласных) первый (различени е гласн.) первый второй третий различение аот других гласных различение и- у, з- о, и - о, э-у различение и - э, у - о
вторая (разли­чение соглас­ных) вторая предвари­тельная (различение наличия согласных) второй   различение наличия согласных: фонема = согласная - нуль-фонема (бок - ок, вэк - эк, д'ик - ик)
третья (различение сонорных и артику­лируемых шумных) третий   различение сонорных и артикулируемых шумных: м - б, р — д, н - г,] - в
четвертая (различение твердых и мягких со­гласных) четвертый   различение твердых и мягких согласных:п - и', м -м', б- б', д - д', в- в', з -з', л - л', р - р'
пятая (различение сонорных) пятый (различе­ние сонор­ных) первый второй третий различение назальных и плавных + jot:м - л, м- р, Н- Л, /1 -р, Н -j,M -j различение назальных: м- и различение плавных: м - н
шестая (различение шумных) шестой различение сонорных и неартикулируе- мых шумных: м - з, л — х, н — ж
седьмой различение губных и язычных:б-д, б-г, в -з, ф-х
восьмой различение взрывных и придувных:б - в, д - з, к-х, д - ж
девятый различение передне- и заднеязычных: д-г, с-х, ш-х
десятый различение глухих и звонких:п - б, т - д, к - г, ф — в, с - з, ш — ж
одиннадца­тый различение шипящих и свистящих: С - 3, ш - ж
двенадца­тый различение плавных и jot:р-jot, л-jot

Развитие значения слов в онтогенезе1

Мы остановились на строении основной единицы языка - слова - и показали, что слово включает в свой состав по крайней мере два основных компонента. Первый из них мы обозначили как предмет­ную отнесенность, понимаемую как функция слова, заключающаяся в обозначении предмета, признака, действия или отношения. Вто­рым основным компонентом слова является его значение, которое мы понимаем как функцию выделения отдельных признаков в пред­мете, обобщения их и введения предмета в известную систему кате­горий. Тем самым слово выполняет ту огромную работу, которая проделана в общественной истории языка. Это дает основание для того, чтобы слово становилось основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения - орудием речевой ком­муникации. Сейчас мы продолжим это рассуждение и остановимся на одном из важнейших открытий советской психологической нау­ки, которое показало, что оба этих компонента - предметная отне­сенность слова и его значение - не остаются неизменными в процес­се развития ребенка, что в онтогенезе значение слова развивается, меняет свою структуру. Это открытие, которое было сделано в со­ветской науке более сорока лет назад выдающимся советским пси­хологом Л.С. Выготским, было им сформулировано как положение о том, что значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе психологических процессов, которые лежат в его основе. Он назвал свое основное положение положением о смысло­вом и системном развитии значения слова.

Под смысловым развитием значения слова Л. С. Выготский по­нимал тот факт, что в процессе развития ребенка как отнесение сло­ва к предмету, так и выделение соответствующих признаков, коди­рование данных признаков и отнесение предмета к известной систе­ме категории не остаются неизменными, а меняются по мере разви­тия ребенка.

Под системным развитием слова он понимал важнейшее пси­хологическое положение, согласно которому за значением слова на разных этапах стоят разные психологические процессы, и таким об­разом с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное психологическое строение.

' По изданию: Лурия А.Р. Язык и сознание. М, 1979. С.51-66.


Наконец, JT. С. Выготским сближал факт развития значения сло­ва с фактом развития сознания. Для него слово является аппаратом, отражающим внешний мир в его связях и отношениях. Поэтому если значение слова по мере развития ребенка меняется, меняется и от­ражение тех связей и отношений, которые через слово определяют строение его сознания.

Именно поэтому учение о развитии смыслового и системного значений слова может быть одновременно обозначено как учение о смысловом и системном развитии сознания.

Легко понять, насколько принципиальными являются эти поло­жения. Они говорят о том, что ни значение слова, ни его психологи­ческое строение в процессе развития ребенка не остаются неизмен­ными и что не только строение слова, но и строение сознания, его системный характер существенно изменяются. В связи с этим воз­можен новый материалистический подход к учению о развитии язы­ка и сознания в онтогенезе. В этом положении и состоит то новое, что внесла советская психология в важнейший раздел психологиче­ской науки - учение о сознании человека. Это положение и будет предметом нашего рассмотрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: