Экспериментальное исследование выявило определенные закономерности развития фонематического восприятия речи у детей.
Фонематическое восприятие возникает в связи с развитием семантики речи ребенка, которое перестраивает и восприятие звуков речи и артикуляцию. Развитие слуха и артикуляции, в свою очередь, влияет на последовательность возникновения восприятия отдельных фонем.
Показанная на табл. 1 последовательность возникновения фонематических радов у отдельных детей выявляет роль этих моментов в фонематическом развитии детской речи.
Как видно из таблицы, у большинства детей (67%) обнаруживается единообразная последовательность в возникновении восприятия фонем. Эти дети ориентируются на акустические и артикуляционные особенности звуковой системы языка.
33% детей уклонялись от общей последовательности фонематического развития, одни из них - в сторону более быстрого усвоения акустических особенностей звука (22%), другие - в сторону более быстрого усвоения артикуляционных особенностей звука (11%). Однако эти уклонения наблюдаются лишь на определенных этапах развития фонематического восприятия и поэтому не меняют общей схемы фонематического развития.
В основном исследование наметило две стадии фонематического развития: стадия различения гласных и стадия различения согласных. Ребенок делит весь звуковой поток речи на две части, вычленяя из него в первую очередь гласные и отличая их от других звуков - согласных.
Стадия различения согласных является, таким образом, первой ступенью фонематического развития детской речи и образует первый фонематический ряд этого развития. Он разделяется на три последовательных этапа. Первый этап: различение а и не-а. Второй этап: различение и - у, э - о; различение и - о, э - у. Третий этап: различение и-э, у-о.
Стадия различения согласных сложна и многоступенчата. Своеобразным вступлением в эту стадию служит восприятие самого факта наличия согласных. Оно является некоторой предварительной ступенью различения согласных вообще. В общей схеме фонематического развития различение наличия согласных является второй ступенью и образует второй фонематический ряд.
Затем следует две крупные ступени в различении всей массы согласных. Сперва согласные разделяются на сонорные и шумные - это является третьей ступенью фонематического развития речи. Эта ступень разделяется на два ряда. Один из них составляет третий фонематический ряд развития речи ребенка и заключается в различении сонорных и артикулируемых шумных. Другой состоит в различении сонорных и неартикулируемых шумных, возникает позже других ступеней различения и образует шестой фонематический ряд. Он условно включается нами в пятую ступень фонематического развития речи. Вслед за расчленением сонорных и шумных возникает расчленение твердых и мягких согласных. Это является четвертой ступенью фонематического развития речи и образует четвертый фонематический ряд.
После этого возникает различение среди самих сонорных и шумных. Они образуют последние две ступени фонематического развития речи.
Различение сонорных происходит на пятой ступени фонематического развития и образует пятый фонематический ряд. Он разделяется на три последовательных этапа. Первый этап: различение между назальными и плавными + jot. Второй этап: различение назальных. Третий этап: различение плавных.
Различение плавных и jot возникает очень поздно и образует последний двенадцатый фонематический ряд. Этот ряд условно включается в шестую ступень фонематического развития речи.
Различение шумных происходит на шестой ступени фонематического развития и образует следующие ряды: седьмой фонематический ряд - различение взрывных и придувных; девятый фонематический ряд - различение передне- и заднеязычных; десятый фонематический ряд - различение глухих и звонких согласных; одиннадцатый фонематический ряд - различение шипящих и свистящих. Затем наступает двенадцатый фонематический ряд - различение плавных и jot.
Описанная последовательность фонематического развития речи ребенка изображена в таблице 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список детей-испытуемых
|
Таблица 1
Последовательность возникновения фонематических рядов у отдельных детей
|
Таблица 2
Общая схема фонематическою развития
|
Развитие значения слов в онтогенезе1
Мы остановились на строении основной единицы языка - слова - и показали, что слово включает в свой состав по крайней мере два основных компонента. Первый из них мы обозначили как предметную отнесенность, понимаемую как функция слова, заключающаяся в обозначении предмета, признака, действия или отношения. Вторым основным компонентом слова является его значение, которое мы понимаем как функцию выделения отдельных признаков в предмете, обобщения их и введения предмета в известную систему категорий. Тем самым слово выполняет ту огромную работу, которая проделана в общественной истории языка. Это дает основание для того, чтобы слово становилось основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения - орудием речевой коммуникации. Сейчас мы продолжим это рассуждение и остановимся на одном из важнейших открытий советской психологической науки, которое показало, что оба этих компонента - предметная отнесенность слова и его значение - не остаются неизменными в процессе развития ребенка, что в онтогенезе значение слова развивается, меняет свою структуру. Это открытие, которое было сделано в советской науке более сорока лет назад выдающимся советским психологом Л.С. Выготским, было им сформулировано как положение о том, что значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе психологических процессов, которые лежат в его основе. Он назвал свое основное положение положением о смысловом и системном развитии значения слова.
Под смысловым развитием значения слова Л. С. Выготский понимал тот факт, что в процессе развития ребенка как отнесение слова к предмету, так и выделение соответствующих признаков, кодирование данных признаков и отнесение предмета к известной системе категории не остаются неизменными, а меняются по мере развития ребенка.
Под системным развитием слова он понимал важнейшее психологическое положение, согласно которому за значением слова на разных этапах стоят разные психологические процессы, и таким образом с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное психологическое строение.
' По изданию: Лурия А.Р. Язык и сознание. М, 1979. С.51-66.
Наконец, JT. С. Выготским сближал факт развития значения слова с фактом развития сознания. Для него слово является аппаратом, отражающим внешний мир в его связях и отношениях. Поэтому если значение слова по мере развития ребенка меняется, меняется и отражение тех связей и отношений, которые через слово определяют строение его сознания.
Именно поэтому учение о развитии смыслового и системного значений слова может быть одновременно обозначено как учение о смысловом и системном развитии сознания.
Легко понять, насколько принципиальными являются эти положения. Они говорят о том, что ни значение слова, ни его психологическое строение в процессе развития ребенка не остаются неизменными и что не только строение слова, но и строение сознания, его системный характер существенно изменяются. В связи с этим возможен новый материалистический подход к учению о развитии языка и сознания в онтогенезе. В этом положении и состоит то новое, что внесла советская психология в важнейший раздел психологической науки - учение о сознании человека. Это положение и будет предметом нашего рассмотрения.