Игра «Объяснялки»

Цель: научить выстраивать логические связи между событиями.

Ход игры

До начала игры надо выбрать, какая логическая связь будет представлена: причинно-следственная, вещь — свойство — функция, родовидовая и т.д.

Например, для маленьких детей выбираем причинно-следственную связь. Водящий придумывает два разных события, не связанных друг с другом. Например: кошка охотилась на мышей —... — на кухне убежало молоко. Ребенок должен придумать цепочку событий, связывающих эти два события. Дети могут играть в эту игру с четырех лет. На первом этапе взрослый должен показать образец: как строится из двух событий рассказ, для самых маленьких можно давать события, связанные с распорядком дня, но при этом имеющие причинную связь. Для старших детей можно делать более длинные и сложные цепочки. Например: делал куличики из песка... —...заболел животик; купили продукты —... — гости благодарили хозяйку за обед; хорошо учился в школе —... — открыли новую планету; поставили гаражи вместо детской лошадки — … — в поликлинике появились большие очереди к врачу и т.п. Детям 6-7 лет можно давать любые события, играя командами. Выиграет та команда, которая придумает такие два события, которые другая команда не сможет связать в цепочку, и сама придумает цепочки на загаданные события. Цепочки могут разветвляться на связанные случаем разные сюжеты.

Игра в родовидовые связи доступна детям с 5-6 лет. Наибольший интерес для них представляет игра в решение задач: как обойти запрет злого персонажа, например колдуньи Дурильи. Колдунья постоянно устраивает свои правила, а положительные герои находят способ, как, не нарушая их, сделать нужное дело. Решение это содержится в игре на родовидовых отношениях, которыми мастерски владеют положительные герои и которые надо открыть игроку и объяснить остальным детям. Например: Дурилья налила в блюдце молоко, а сама запретила котенку его пить. Когда она вернулась домой, блюдце оказалось пустым, но котенка наказывать было не за что — он правил не нарушал. Дети должны придумать, что сделал котенок. В данном случае, оказалось, что выпить молоко — не единственный способ (не единственный вид), относящийся к данному роду действия с молоком — котенок молоко не выпил, а вылакал. Вредная Дурилья запретила девочкам играть в куклы, когда же она увидела, что дети весело играют, и приготовилась их наказать за ослушание, оказалось, что наказывать не за что. Девочки играли не в куклы, а с мишками и зайцами — эти игрушки не являются куклами. Дурилья запретила Ване разговаривать в течение дня (не хотела, чтобы другие дети узнали о готовящихся каверзах, о которых прознал мальчик), но дети вечером были готовы к неприятностям, и поэтому они не удались. Оказывается, Ваня ничего и не говорил — он переписывался с ребятами. Таких историй можно придумать много. Некоторые дети сами пробуют придумывать подобные задачки и загадывать их другим ребятам.

Игра в вещь — свойство — функцию строится на том, что по функции требуется восстановить свойство вещи или, наоборот, по свойствам догадаться о функции. Для игры интересно взять сказочные ситуации, «детективные» истории, невероятные приключения исследователей и т.д. Например, истории из серии приключения космических путешественников. Дается описание предмета и его свойств, нужно догадаться, как его используют туземцы. «Туземцам» можно задавать любые вопросы, кроме вопроса, для чего вам этот предмет (или вариаций этого вопроса). Можно использовать форму вопрос — ответ: «да» или «нет». Например: большое, в углубление в середине помещается несколько человек, не пропускает воду, легкое, не тонет (что-то вроде лодки, для плавания по воде). Хорошо нагревается, не плавится, внутри есть пустота, вверху маленькая дырочка (скорее всего, для нагревания воды, для приготовления супа не подойдет, т.к. через дырочку его неудобно доставать). С помощью вопросов можно дополнить сведения о свойствах предмета, о которых загадывающие не говорили ранее.

Более простой вариант игры — по описанным функциям догадаться, о каких возможных предметах идет речь, и описать как можно больше вариантов этих предметов. Например, Ваня забил гвоздь — чем? Самый простой ответ — молотком. Но через описание свойств могут появиться варианты. Это что-то тяжелое, твердое, не бьющееся и не гнущееся. Ручка и головка, как у молотка, оказывается, вовсе и не обязательна. Поэтому этим предметом может быть тяжелый дырокол, особенно если гвоздик был маленький, железные гантели, большая железная гиря и т.п. Выигрывает тот (та команда), кто назовет больше предметов и нужных свойств.

В подобную игру можно играть даже с трехлетними детьми. Для этого нужно взять самый простой вариант: по описанию свойств или функций догадаться, какой предмет загадан. Например: большая, с колесами и кузовом, есть руль. (Машина для перевозки грузов.) Есть листочки, сшитые вместе, их можно листать, на них есть картинки и надписи. (Книжка для чтения.) Интересно загадывать предметы, отличающиеся каким-либо одним свойством, от чего будут меняться их функции. Детям доставляет удовольствие преодоление таких ловушек. Например, листочки, сшитые вместе, но без надписей и картинок будут уже не книжкой для чтения, а альбомом для рисования. Машина, но не с кузовом, а с салоном с сиденьями станет не грузовой, а пассажирской и т.п.

Играя в такую игру, ребенок начинает более дифференцированно и внимательно относиться к предмету коммуникации и совместного действия, т.к. учится обращать внимание на детали, которые, оказывается, могут кардинально изменить значение и смысл. Более уверенно и осознанно малыши начинают действовать и в незнакомой ситуации или с незнакомы-

ми предметами, поскольку учатся самостоятельно сопоставлять выявляемые характеристики и понимать, что с этим можно и нужно делать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: