Гражданское направление в поэзии декабристов

Революционный романтизм декабристов возник из разлада с действительностью, из сознания непримиримого противоречия между реальными условиями жизни современного общества и наиболее сильными и неодолимыми стремлениями людей возвышенного ума и благородного сердца.

Лотман говорил, что декабрист – человек преданный отчизне, мечтающий посветить ей всю свою жизнь. Он наделен высоким образом мыслей, четкостью, прямотой.

Чацкий у Грибоедова – поведенческий портрет декабриста.

Задача декабристов – создание общественного мнения. Декабристы были воспитаны на просветительской идее и слово – орудие полит. борьбы. Декабрист должен поразить им.Задача – «нести слово истины людям, просвещать темные умы»(чацкий)

Пафос декабристской романтики - в суде над действительностью, в критике ее, в желании изменить ее. Главное в революционном романтизме состояло не в том, чтобы изобразить отрицаемую действительность, но в том, чтобы выразить к ней непримиримое отношение передового сознания эпохи, чтобы возбудить в передовом обществе ненависть к сложившимся условиям общественно-политической жизни и желание изменить их.

Выражая социально-исторические тенденции, наиболее отвечающие интересам народа, революционные романтики далеки от мысли писать о народе и для народа. Своим идейным пафосом они вызывали симпатии к народу и благодаря этому приготовляли почву для поворота русской литературы лицом к мужику. Но их собственное творчество ни в какой мере не ставило задачи введения в литературу правдивого образа русского крестьянства.

Декабристы первые провозгласили принцип народности в русской литературе. Но народность на их языке означала не что иное, как национальную самобытность. Принцип народности в этом смысле заострен против подражательности, против идеологии низкопоклонства перед иностранщиной, характерной черты русского барства. Декабристы призывали любить свою родную землю и быть разумно гордыми своим народом, своей культурой.

«Соразмерность и сообразность» - любимые слова Пушкина. Он не приемлет того, что грозит разрушению, хаосу. Он не поддерживает декабристов: России чужды западные законы, но сохранником русских традиций у Пушкина выступает царь и поэт. Миссия поэта – стоять на страже миропорядка. Уподобление поэта царю – важное у Пушкина. Поэт и царь наделены самостоятельностью – те,кто управляет порядком не должны ни от кого зависеть. Пушкин останавливает толпу, ведь она изменчива и непостоянна. У царя есть 2 державных права- казнить и миловать. Благодаря поэту милость будет твориться. И будет миропорядок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: