Главным назначением смазывания любого механизма является уменьшение изнашивания трущихся поверхностей деталей и снижение мощности, затрачиваемой на преодоление трения. Кроме этого, смазочные материалы отводят теплоту от нагретых деталей машин, предохраняют их от коррозии, очищают пространство между трущимися поверхностями от продуктов износа и механических примесей.,,
Система маслопитания самолетного двигателя обеспечивает хранение запаса масла, необходимого для его работы, и постоянную подачу масла к трущимся поверхностям двигателя, уменьшая трение, защищая от коррозии и отводя от них теплоту.
К системам маслопитания предъявляются следующие основные требования:
1) система должна быть надежной в работе независимо от высо
ты и режима полета, эволюции самолета и атмосферных условий;
2) расход масла в полете должен быть небольшим;
3) масло должно охлаждаться с минимальными затратами мощности двигателя на работу охлаждающего устройства;
4) система должна быть безопасной в пожарном отношении и простой в эксплуатации.
|
|
Рекомендуемые температуры масла на входе в поршневой двигатель составляют примерно 60...75°С. а допустимые 40...90°С. На выходе из двигателя максимально допустимая температура масла составляет 120... 125°.
Принципиальной особенностью системы смазки газотурбинных двигателей является то, что масло не соприкасается с зоной горения горючей смеси. В связи с этим расход масла здесь обуславливается только потерями его через систему суфлирования. Прокачка масла у газотурбинных двигателей — 3...5 л/мин на один подшипник. На входе в газотурбинный двигатель на всех режимах рекомендуемая температура масла 50...70°С, максимально допустимая 80°С, максимально допустимая в течение не более 10 мин 90°С, минимально допустимая - 40°С.
Максимально допустимая температура масла на выходе из газотурбинного двигателя (на самолете не замеряется) 130°С для минеральных масел и 200°С для синтетических. Маслобаки силовой установки с газотурбинным двигателем отличаются весьма небольшим объемом (порядка 10 - 20 л) и часто встраиваются в конструкцию самого двигателя.
Каждый двигатель на самолете имеет свою автономную масло систему, которая обеспечивает постоянную подачу масла к трущимся поверхностям двигателя.
Управление маслосистемой заключается в регулировании температуры масла на входе в двигатель автоматически или вручную. Для контроля за работой системы в кабине располагаются лампа минимального остатка масла в маслобаке, указатель масломера, указатели давления и температуры масла на входе в двигатель, указатель положения заслонки туннеля масло радиатора. Количество масла в баках контролируется мерными линейками и электрическими масломерами.
|
|
Система питания маслом двигателей современных самолетов надежна, и работа ее достаточно автоматизирована. Обеспечение надежной подачи масла при отрицательных перегрузках и эволюциях самолета достигается не вырабатываемым объемом масла в баке. Если маслосистема не обеспечивает работы на нужной высоте, то необходимо принимать следующие меры:
1) уменьшить потери во всасывающей линии нагнетающего насоса
(в фильтрах, коленах, поворатах), увеличить диаметр и уменьшить дли
ну трубопроводов;
2) повысить уровень маслобака;
3) повысить вязкость масла, используется масло другого сорта либо усилив охлаждение;
4) установить дополнительный подкачивающий насос. На высотах
больше 7...10 км необходимо повышать давление в маслобаках.