Методология сциентизма. Истинностная парадигма и ее основные постулаты

Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности. Сциентизм отрицает невозможность познания в принципе. По мнению его сторонников, если на какие-то вопросы наука не знает ответов, то непременно найдёт их в будущем.

Противоречивый характер социальной роли научно-технического прогресса создает почву для сциентизма и антисциентизма. Сциентизм выдвигает научное знание в качестве абсолютного эталона всей культуры, в качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в буржуазной культуре в конце 19 в.; одновременно возникает противоположная мировоззренческая позиция – антисциентизм (подчеркивает ограниченность возможностей науки; в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека). Позиции антисциентизма защищают некоторые направления современной философии (экзистенциализм и др.).

Истинностная парадигма: задача научных исследований – поиск истины. Что не истинно, то ложно. (Сейчас допускается наличие более двух значе­ний истинности. Крайними значениями являются "явная истина" и "явная ложь", а промежуточные значения представляют постепенно убывающие градации истины и постепенно возрастающие градации лжи.)

Постулаты истинностной парадигмы:

1) Логичность произведения

2) Последовательность произведения

3) Непротиворечивость произведения

4) Наличие достаточных оснований, доказательств

5) Полученный результат исследования фальсифицируется (можно ли найти ошибку), если не удалось доказать неверность результата – то это истина.

6) Бертран Рассел: «Наука начинает не с грандиозных допущений, а с конкретных фактов, устанавливаемых при помощи наблюдения или эксперимента. От определенного числа таких фактов переходят к общему правилу; при этом, если общее правило истинно, факты становятся его частными случаями. Общее правило не считается окончательным, а принимается в качестве рабочей гипотезы. Если гипотеза удачная, то некоторые не наблюдавшиеся ранее феномены будут в определенных обстоятельствах наблюдаться. Если это происходит, то гипотеза в какой-то мере подтверждается; если нет, то ее следует отбросить и придумать новую. Сколько бы фактов в подтверждение гипотезы мы ни обнаружили, это ещё не свидетельствует о её истинности, хотя в конце концов она может оказаться весьма вероятной; в таком случае её называют не гипотезой, а теорией. Теории, каждая из которых основана непосредственно на фактах, могут стать основой для новой, более общей гипотезы, из которой, если она истинна, все они следуют; и этот процесс обобщения безграничен. Но если в средневековом мышлении общие принципы были обычно исходным пунктом, то для науки они выступают в качестве заключительных выводов – разумеется, они не носят при этом окончательного характера. В дальнейшем эти принципы могут стать частным случаем более общего закона».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: