Вопрос о необходимости эксперимента в науке о языке впервые поставил в 1938 году Л.В. Щерба в упоминавшейся уже статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Он полагал, что «выводить языковую систему, то есть словарь и грамматику», можно «из соответствующих текстов». По его мнению, совершенно очевидно, что никакого иного метода не существует и не может существовать в применении к мертвым языкам.
Щерба отмечал, что мертвыми языки становятся тогда, когда они перестают служить орудием общения и мышления внутри человеческого коллектива: они перестают тогда развиваться и приспосабливаться к выражению новых понятий и их оттенков, в них прекращается то, что может быть названо языкотворческим процессом.
Дело должно обстоять несколько иначе в отношении к живым языкам, о важности изучения которых писал виднейший ученый-лингвист Бодуэн де Куртенэ. В свою очередь Щерба также отмечал: «Большинство лингвистов обыкновенно и к живым языкам, подходит, однако, так же, как и к мертвым, т.е. накопляет языковой материал, иначе говоря, записывает тексты, а потом обрабатывает по принципам мертвых языков». Щерба полагал, «что при этом получаются мертвые словари и грамматики». По его мнению, исследователь живых языков должен поступать иначе».
|
|
«Исследователь, - писал Щерба, - тоже должен исходить из так или иначе понятого языкового материала. Но, построив из фактов этого материала некоторую отвлеченную систему, необходимо проверять ее на новых фактах, т.е. смотреть, отвечают ли выводимые из нее факты действительности. Таким образом, в языкознание вводится принцип эксперимента. Сделав какое-либо предположение о смысле того или иного слова, той или иной формы, о том или ином правиле словообразования или формообразования и т.п., следует попробовать, можно ли сказать ряд разнообразных форм, применяя это правило».
Щерба отмечал, что эксперимент может иметь как положительный, так и отрицательный результат. Отрицательные результаты указывают или на неверность постулированного правила, или на необходимость каких-то его ограничений, или на то, что правила уже больше нет, а есть только факты словаря и т.п.
Рассмотрим примеры синтаксического эксперимента Щербы:
1) Никакой торговли не было в городе. Эта фраза переводится как «торговля отсутствовала в городе». Попробуем переставлять слова в городе:
2) Никакой торговли в городе не было («торговля в городе отсутствовала»)
3) Никакой в городе торговли не было («торговля в городе отсутствовала вовсе»)
4) В городе не было никакой торговли («город не имел никакой торговли»)
|
|
5) *Никакой торговли не в городе было (фраза ничего не значит, т.е. получился отрицательный языковой материал).
Приводя эти примеры, Щерба полагал, что исследователь должен обращаться к носителю языка с вопросом о правильности или неправильности языкового материала. При этом он считал, что такого рода эксперимент уже проводится в природе, когда ребенок учится говорить или когда взрослый человек учится говорить на иностранном языке.
Щерба писал о принципе эксперимента как о важном моменте, который позволяет глубже проникнуть в понимание речевой деятельности человека. Ученый упоминал об ошибках писателей, полагая, что «ляпсусы» связаны с плохим чувством языка. Примечательно, что в это же время Фрейд через методы психоанализа трактовал оговорки и ослышки.
Русский психолингвист Л. В. Сахарный отмечал, что у сторонников традиционных методов лингвистического анализа имеется ряд возражений в отношении эксперимента. Обычно они сводятся к следующему:
1. Материалы экспериментов очень интересны, но мало ли что могут сказать испытуемые по заданию экспериментатора? Как доказать, что в эксперименте выявляются действительно языковые правила?
2. В эксперименте создаются заведомо искусственные ситуации, что для естественного функционирования языка и речи не характерно.
3. В спонтанной речи иногда проявляется то, что никаким экспериментом организовать не удается, то есть возможности экспериментальных методик достаточно ограничены.
Сахарный считал, что на эти вопросы можно ответить следующим образом:
1. Вопрос в том, что изучается в эксперименте - язык или речь? Традиционная лингвистика признает, что иначе, чем через речь, на язык выйти нельзя. Но если изучать язык через спонтанные тексты, почему нельзя изучать его через тексты, полученные в экспериментах?
2. Хотя ситуации в эксперименте бывают и искусственными, принципиальные особенности речевой деятельности, выявляемые в эксперименте, характерны для речевой деятельности и в других, неэкспериментальных ситуациях. Нельзя провести четкую грань между типичными и нетипичными, естественными и искусственными ситуациями.
3. Эксперимент не является единственно возможным методом психолингвистического исследования. Психолингвистика не отрицает ни материала, ни метода наблюдения, которыми располагает традиционная лингвистика. Психолингвистика этот материал использует, но использует под несколько иным углом зрения, в более широком контексте и материала, и методов.
Необходимо прежде всего особо подчеркнуть, что наличие эксперимента вовсе не обязательно свидетельствует о действительно психолингвистическом характере того или иного исследования. Однако нередки случаи, когда: а) обращение к эксперименту оказывается лишь «данью моде», доказывая самоочевидные факты; б) при важности оперирования экспериментальными данными отсутствует четко сформулированная рабочая гипотеза, вытекающая из принятой теории и учитывающая специфику исследуемого объекта; в) выбор экспериментальных процедур является случайным и не отвечает поставленным задачам; г) обработка данных не обеспечивает охвата всего корпуса полученных материалов и не вскрывает в полной мере специфические особенности рассматриваемого феномена; д) обсуждение результатов ведется с позиций теории, разработанной для иных целей и не учитывающей обнаруживаемых в эксперименте закономерностей. Начинающему исследователю необходимо прежде всего понять, что эксперимент - это лишь средство проверки той или иной рабочей гипотезы, которая формулируется на основе хорошо обоснованной теории. В строгом соответствии с этой теорией и поставленными задачами производится выбор исследовательских процедур (в число которых наряду с экспериментом могут входить и другие средства научных изысканий), определяется необходимый исходный материал, отрабатывается инструкция для испытуемых или формулировки заданий, выясняется необходимое и достаточное количество участников эксперимента, требования к их образовательному уровню, половозрастным характеристикам и т. д., а также вырабатываются критерии обработки полученных материалов, их анализа и интерпретации с позиций принятой исходной теории.
|
|
Итак, только на основе понимания того, с каких теоретических позиций и для решения каких конкретных задач должно предприниматься то или иное исследование, можно ставить вопрос о том, что, как и на каком материале следует делать; в то же время формулирование рабочей гипотезы, обработка экспериментальных данных и их интерпретация должны производиться в одной и той же системе координат.