3. Речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем, - в основном это особенности речи и ее восприятия у глухих и глухонемых.
4. Речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временными задержками психического развития.
5. Речевые нарушения, имеющие исполнительский» характер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы (например, заикание).
До недавнего времени все эти виды патологий изучались па-топсихолингвистикой - одним из разделов психолингвистики. После выделения нейролингвистики в отдельную науку второй вид речевых нарушений стал рассматриваться с ее позиций, но все же и сейчас в учебниках по психолингвистике можно встретить анализ всех видов патологий независимо от основания их классификации.
Рассмотрим нарушения речи, которые изучаются НЛ.
Афазия (греч. аркадна, от отрицательной приставки а- и основы ркбмз- высказывание) - речевое расстройство, вызванное поражением определенных зон головного мозга, обычно левого (у правшей) полушария.
|
|
Афазии противопоставляются другим речевым нарушениям по 3 основным признакам:
1) афазия есть центральное, а не периферическое нарушение речевого механизма, она представляет собой расстройство управления речевым процессом;
2) афазия представляет собой системное нарушение речи, т.е. складывается из целого ряда факторов (о чем мы поговорим позже);
3) афазия является нарушением уже сформировавшейся речи, этим признаком она отличается от алалии (т.е. отсутствие или недоразвитие речи) - «детской афазии».
Проявления афазии сложны и многообразны. Различные картины нарушений возникают в зависимости от локализации и объема мозгового поражения, от характера и динамики патологического процесса, от преморбидного (предболезненного) состояния больного и т. п. Разнообразие проявлений афазии вызывает необходимость разработки классификации афазических нарушений.
Сложность этой задачи обусловила возникновение многочисленных классификаций афазии. Не только в истории афазиологии, но и на современном этапе ее развития спектр вариантов классификаций очень велик: от «единой» афазии, отстаиваемой Баем, до принципа «сколько афазиков - столько -афазий».
Физиологи и психологи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) выдвинули и разработали принцип динамической системной локализации функций. Наиболее детально этот принцип применительно к речи был развит Л.С. Выготским, а вслед за ним и А. Р. Лурия. В соответствии с этим принципом А. Р. Лурия рассматривает речь как сложную функциональную систему, включающую в свой состав много звеньев и опирающуюся на совместную работу многих участков коры головного мозга, причем в процессе развития речи ее локализация подвергается изменениям и зависит от сформированности функций. Развивая эту мысль, Лурия отмечает, что при поражении любого из участков коры головного мозга, принимающих участие в речевой функции, страдает вся речь в целом, но каждый раз это расстройство специфично в зависимости от того, какую личную, собственную функцию выполнял пострадавший участок, какие вторичные системные нарушения он вызвал, какие системные перестройки возникли в результате этого. Таким образом, по Лурия, афазия носит системный характер, внешняя картина афазического расстройства складывается из целого ряда факторов, и для выделения первичного (ведущего) дефекта необходим специальный анализ. В результате проведения подобного анализа А.Р. Лурия выделил ведущие факторы, определяющие афазические расстройства. Таких факторов было 6, и в соответствии с этим Лурия различает шесть видов афазии:
|
|
1) эфферентная моторная,
2) динамическая,
3) афферентная моторная,
4) акустико-гностическая сенсорная,
5) акустико-мнемическая сенсорная,
6) семантическая.
Эфферентная афазия (от е#егепИ$ - выносящий; эфференты -конечная часть рефлекторной дуги) вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое, произнесение слова или слога отдельно, изменение интонационного рисунка речи. Понимание речи лучше, чем собственная речь, но затруднено.
Для динамической афазии характерны трудности построения связного высказывания при относительной сохранности моторных и сенсорных компонентов речи. Больной может повторять слова, понимать речь, но нарушена способность говорить фразами - нет связности. Он не может перекодировать общий замысел в схему речевого высказывания, не может планировать свою речь. Говорит преимущественно существительными (телеграфный стиль). Существует трудность актуализации слов, обозначающих действия. Так, пересказывая сказку, такой больной произносит: вот... у хозяина была курица... и золотые яйца... и он ее убил... вот.
Для афферентной моторной афазии (от а$егепй8 - привносящий; афференты - нервные окончания) характерно нарушение звена выбора звука (халат произносится как ханат или хадат, дом как лом или том). В тяжелых случаях спонтанная речь может совсем отсутствовать, диалогическая - грубо нарушена и характеризуется эхолалией (от веко - отражение, 1аИа - речь) - простым повторением слов собеседника. Иногда это сопровождается эхопрак-сией - человек механически повторяет за собеседником движения.
Эти типы афазий возникают при поражениях в центре Брока.
У больных с поражением центра Вернике в значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено восприятие чужой речи.
При акустико-гностической (от греч. дпомз - познание) сенсорной афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи. нарушена слухоречевая память, т.е. взаимосвязь между звуковым составом и значением слова. Различные слова могут звучать для больного одинаково (хвост как гвоздь, кость, трость). В тяжелых случаях собственная речь как нерасчленен-ный звуковой поток «словесный салат».
Акустико-мнемоническая (от греч. тпзтз - память) сенсорная афазия - это нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость. Это приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5-7 слов.
Семантическая афазия - это симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий (окончаний), атрибутивных, т.е. определительных конструкций (отец, брат по отдельности понимаются, а брат отца, отец брата - нет), предлогов (трудно выполнить задание типа Положите карандаш справа от вилки и слева от ручки), сравнительных конструкций (Коля выше Миши и ниже Васи. Кто из них самый высокий?). Трудности возникают и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты.
|
|
В целом речь афатиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.
Встречается также афазия у полиглотов - потеря полностью или частично одного языка при относительной сохранности других - так называемая речевая диссоциация, а также случаи интерференции между разными языками (в виде вкраплений элементов одного языка в речь на другом языке).
Мы рассмотрели расстройства языкового поведения, возникающие, когда поражаются корковые зоны перекрытия анализаторов. Перейдем к анализу речевых патологий, возникающих при нарушении других «ярусов» коры, ответственных за языковое поведение.
Поражения сенсорных проекционных систем обнаруживаются трудностями восприятия устных и письменных текстов - дислексией (дис - приставка, означающая затруднение, нарушение, расстройство), в связи со снижением остроты слуха и зрения или с ограничением воспринимаемых звуковых частот и полей зрения.
Поражения двигательных проекционных систем (продолговатого мозга) обнаруживаются различными дизартръями - расстройствами артикуляции, нечленораздельной речью, и дислалъя-ми (косноязычием), при которых нарушается звукопроизношение при нормальном слухе. Чаще всего встречаются дефекты в произношении звуков [р] и [р']. Несколько реже затруднено произнесение звуков [с], [з], [ц] (свистящих), [ш], [ж], [ч], [щ] (шипящих).
Поражения гностических полей коры головного мозга могут обнаруживаться в виде речевых агнозий (слуховых, зрительных и т.д.), а праксических полей коры - в виде апрбксий. При речевых агнозиях больные хорошо видят и слышат, но «не узнают» звуковой облик единиц родной речи или графемы письменных текстов. В то же время языковые фонологические, грамматические и лексические обобщения у этих больных сохранены, что и обнаруживается в сохраненной способности говорить и писать. При этом больные с речевой слуховой агнозией могут читать, а больные с речевой зрительной агнозией понимают письменную речь. При речевых апрбксиях наблюдается обратная картина: у больных нет двигательных расстройств, например, паралича, но они «не умеют» произнести слово или его написать; при этом понимание речи окружающих и способность читать могут быть сохранены.
|
|
АГГбтй ё даааГёу аёу 1апбжааГёу
1. На каком основании выделяют нейролингвистику как самостоятельную науку?
2.Какие существуют связи между нейролингвистикой и другими науками?
3.В чем проявляется специфика материала нейролингвисти-ческих исследований?
4.Где могут применяться результаты нейролингвистических исследований?
5.Что такое межполушарная асимметрия головного мозга?
6.Какие функции полушарий являются значимыми с точки зрения НЛ?
7.Где расположены зоны БРОКА и ВЕРНИКЕ?
8.Что такое языковая норма?
9.Что такое норма речи?
10.Какие виды речевых патологий были выделены Леонтьевым?
11.Какой вид речевых патологий рассматривается с позиций НЛ?
12.Что такое афазия? Какие типы афазий различают в НЛ?
АТГТёГёоаёиГау ёёоабаобба
1. Ахутина, Т. В. (Рябова). Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т.В. Ахутина. - М., 1975.
2. Баллонов, Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминант-
ного полушария / Л.Я. Баллонов, В. Л. Деглин. - Л., 1976.
3. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М., 1970.
4. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жин-
кин. - М., 1982.
5. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лу-
рия. - М., 1 975.
6. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М., 1999.
7. Седов, К.Ф. Нейропсихолингвистика / К.Ф. Седов. - М., 2007.
Аёааа 5. ГАЁВ1ЁЁГААЁЙ0ЁХАЙЕЁЁ АГАЁЁд ТВ10АЙЙА вАхАА1Ё Е1ИСГЁЕА0ЁЁ
1. Модель формирования речевого сообщения в нейролингвистике.
2. Нарушения мотивационной основы и программирования речевого высказывания.
3. Нарушения синтагматического аппарата формирования речевого сообщения.
4. Нарушения парадигматического аппарата формирования речевого сообщения.
5. Нарушение понимания фонематического и лексического строя речи.
6. Нарушение понимания логико-грамматических отношений.
7. Нарушение понимания синтагматического строя связной речи.
8. Нарушение понимания общего смысла (подтекста) речевого со-
общения.
1. Пааёи бТбТёдТааГёу да-е-ааТаТ ПТТайаГёу а ГаёдТёёГааёпоёёа
Долгое время считалось, что те или иные узко ограниченные участки мозга полностью ответственны за свои аспекты речи (распознавание звуков, лексика, морфология, синтаксис). Такую позицию занимал, например, известный немецкий психиатр Клейст, автор карты мозга.
Чтобы избавиться и от этого заблуждения, необходимо было точно и конкретно сформулировать мысль о сложной связи мозговых поражений с нарушением речи. Поэтому вопрос о том, какие именно отделы мозга лежат в основе речевой деятельности, нужно было заменить другим вопросом, а именно: как построена человеческая речь и какие психофизиологические факторы лежат в основе каждого звена процесса кодирования и декодирования речи? Только проследив условия создания и понимания речи и выделив эти факторы, можно дать анализ того, как именно нарушение факторов, возникающее при поражении тех или иных зон коры головного мозга, сказывается на изменении речевой деятельности в целом. Только тогда можно говорить об исследовании мозговой организации речевого процесса.
Несмотря на различные подходы в психологии и лингвистике, и психологи, и лингвисты подошли к общему мнению, что процесс речевой коммуникации является многоуровневым. Однако для процессов кодирования и декодирования речи как последовательность, так и строение звеньев этого процесса является неодинаковым.
Современная модель формирования речевого сообщения в НЛ такова:
Мотив мысль внутренняя речь лексическое развертывание (парадигматические отношения) + грамматическое кон -струирование (синтагматические отношения) внешняя речь
Речевое высказывание начинается обычно с мотива этого высказывания - передать что-либо другому, попросить о чем-нибудь и т.д. Если этот мотив отсутствует, естественно, что речевое высказывание не может состояться.
За этапом мотива идет второй этап, очень близкий к первому -мысль. В речевом сообщении всегда формулируется известная мысль или известный смысл, который говорящий хочет передать слушающему.
Третий этап - внутренняя речь - рассматривается как сокращенная речевая схема, которая предшествует речевому акту и дает возможность его дальнейшего развертывания. Например, простейшая схема высказывания - ЧР+У (ее наполнение: зима пришла, девочка пришла, дедушка пришел (приплелся, причапал).
Парадигматические (от др.-греч. рагасЫдта 'пример, образец, модель') отношения - это отношения противопоставленности, конкуренции, сходства, взаимозаменяемости в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. В нашей речевой деятельности мы в зависимости от смысла, который хотим выразить, все время выбираем тот или иной член из парадигматического ряда.
Синтагматические (от др.-греч. зушадта 'вместе построенное, составленное') отношения - это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Это отношения смежности, следования, сочетаемости. Имеется в виду сам факт сочетаемости (сижу на стуле за столом, сидит на столе, но не с др. формами).
У нормального взрослого человека выбор парадигматических и синтагматических связей протекает автоматически и осуществляется так, что нужные слова и связи между ними всплывают сами по себе (вспомните характеристику речевой организации индивида, данную Щербой).
Последнее звено - это оформление данного слова или фразы в звучащую либо письменную речь (т. е. во внешнюю речь).
Процесс декодирования, или понимания речи, характеризуется обратной последовательностью перечисленных этапов.
Исходными условиями для понимания речевого сообщения восприятие эмоционально-оценочной, интонационной структуры фразы и понимания значения входящих в нее слов (т.е. восприятие внешней речи).
Далее идут поиски парадигматических и синтагматических отношений (Кто это брат отца? Или верно ли высказывание: Собака укусил мальчика?).
Внутренняя речь как общая схема фразы и поиски общего внутреннего смысла фразы (Куй железо, пока горячо - смысл этой фразы вовсе не в том, что это работа кузнеца, а в том, что всё нужно делать вовремя).
У человека, располагающего относительно недостаточным речевым опытом, этот процесс сталкивается с рядом препятствий. А что же происходит, если выпадает одно из звеньев в цепи порождения и понимания высказывания? Одна из задач НЛ - анализ с помощью экспериментальных методов нарушений в речевой коммуникации, которые возникают в результате поражения отдельных участков мозга. Мы попытаемся применить этот экспериментальный метод и проследить, какие именно формы речевых нарушений возникают при поражениях различных участков мозга, приводящих к выпадению тех или иных звеньев процесса речевой коммуникации.
2. Га5б0аГёу ТТоёааоёТГГТё ТпГТаи ё УбТабаТТёбТааГёу ба-е-ааТаТ аиПёадиааГёу
Как мы уже рассмотрели, в основе любого высказывания лежит мотив. Для того чтобы речевое высказывание состоялось, человек должен быть достаточно активным, т.е. иметь нужный тонус коры головного мозга. Однако часто встречаются случаи, когда общее снижение тонуса коры головного мозга проявляется у больных в своеобразном спутанном состоянии, при котором они не могут четко ориентироваться в окружающей среде, месте и времени. Этот факт отражается и на их речевой деятельности. Больные этой группы часто высказывают не соответствующие реальности суждения (Солнце освещается Землей), хотя легко называют предъявленные им предметы и повторяют слова, группы слов или короткие фразы.
Совершенно другой характер носят нарушения речевой деятельности при поражении лобных долей мозга.
Больные с тяжелыми двусторонними поражениями лобных долей мозга обнаруживают очень грубые нарушения активной деятельности. Целенаправленное активное поведение заменяется либо эхолалическим повторением движений или действий экспериментатора, либо стереотипным повторением одних и тех же движений.
Аналогичные нарушения наблюдаются и в речевой деятельности таких больных. Как правило, такие больные не делают никаких попыток речевого общения, лежат молча. В еще большей степени такой дефект проявляется в сложных формах речевой деятельности. Так, больные этой группы совершенно не могут передавать содержание предложенной им сюжетной картины или прочитанного им рассказа. Если такому больному предлагается, например, картина, изображающая человека, провалившегося под лед в прорубь, перед которой стоит знак «осторожно», такой больной может интерпретировать картину как: «Осторожно - бомбежка!», «Осторожно - зверинец», затрудняясь дать общую оценку изображенному на картине сюжету.
Иная картина наблюдается у больных с тяжелыми поражениями лобных долей мозга, когда заболевание проходит на фоне рас-торможенности, повышения общей возбудимости мозга. Больные с тяжелым «лобным синдромом» при передаче содержания прочитанного ими рассказа быстро отвлекаются и содержание рассказа замещается у них либо бесконтрольно всплывающими побочными ассоциациями, либо инертным повторением только что данных речевых стереотипов. Важно отметить, что весь лексический и синтаксический аппарат речевой деятельности остается у таких больных полностью сохраненным. Больному прочитали рассказ «Галка и голуби». Больной воспроизвел его так: «Галка... (взгляд на экспериментатора) девушка Галка... покрасила свои волосы в белый цвет. надела белое платье и поступила в Нейрохирургический институт. Нейрохирург влюбился в нее и сделал ей предложение».
Таким образом, у «лобных» больных порождение речевого сообщения нарушается как внеречевыми факторами (размытостью мотивов высказывания), так и факторами, связанными с самой речевой деятельностью (распадом программы высказывания, вплетением побочных ассоциаций и инертных стереотипов, разрушающих эту программу).
3. Гадб0аГёу ПёГоаатаоё-апёТаТ аГГадаба бТдТёдТааГёу да-е-ааТаТ ПТТайаГёу
Как представлено выше, именно аппарат внутренней речи позволяет перекодировать исходный замысел в связное речевое высказывание, т.е. возникновение мотивов высказывания и его общий замысел могут оставаться сохранными, но больные не в состоянии перевести исходный замысел в схему, а затем и в развернутое речевое высказывание. В данном случае, в отличие от описанных выше, нарушения носят уже чисто речевой характер.
Процессы возникновения развернутого речевого высказывания связаны прежде всего с работой передних отделов речевых зон коры левого полушария. Нарушения речевой деятельности, к рассмотрению которых мы обращаемся, возникают с наибольшей отчетливостью при поражениях нижних отделов заднелобной области левого полушария, иногда связанных с поражением полюса левой височной области. Их картина хорошо известна в клинике и многократно описывалась под названием «динамической афазии» (Лурия, Цветкова, Ахутина).
С особенной отчетливостью речевые нарушения выступают в тех случаях, когда больному данной группы предлагается задача дать устное сочинение на заданную тему. В этих случаях больные проявляют полную беспомощность. Они заявляют, что ощущают пред собой пустоту, что у них нет никакого плана речевого высказывания. Один из таких больных, характеризуя свой речевой дефект, сказал: «У других после четверга идет пятница, а у меня - ничего».
Вследствие нарушения динамической схемы высказывания активная, повествовательная речь оказывается для этих больных почти недоступной; они становятся молчаливыми, хотя вся лексическая и синтаксическая структура речи у них сохранена.
Поражение нижних отделов премоторной (непосредственно примыкающей к моторным зонам коры) области левого полушария приводит также к своеобразным нарушениям синтаксической структуры высказывания. Характерным для этих форм речевых расстройств является тот факт, что как сама артикуляция, так и построение отдельных слов или цепи изолированных слов остаются в норме. Больной также свободно называет отдельные предъявляемые ему предметы. Он начинает испытывать затруднения лишь при назывании подряд нескольких предъявленных предметов; в этих случаях у него выступают либо затруднения в припоминании названии, либо инертное повторение уже произнесенных слов. Больные, которые без труда могут обозначить отдельный предмет, совершенно не в состоянии объединить отдельные речевые элементы в одно связное предложение. Из их речи выпадают глаголы и служебные слова, сложная структура фраз заменяется изолированным перечислением отдельных существительных. Вследствие этих нарушений и возникает явление «телеграфного стиля».
Еще более грубую форму речевых расстройств синтагматического аппарата составляет так называемая эфферентная моторная афазия, возникающая при поражении зоны Брока.
Характерной чертой этой формы речевых расстройств является тот факт, что если больные с динамической афазией легко могли повторять слова или называть предметы, то у данных больных эта возможность частично или полностью отсутствует.
Больные с поражением задней трети нижней лобной извилины левого полушария (зоны Брока) свободно произносят отдельные звуки, однако произнесение слогов или слов для них затруднено: больные не могут переключиться вовремя с уже произнесенного на новый. Так, если требуется повторить сочетание «ба-ка», больные повторяют его как «ба-ба», вовремя не переключившись со звука «б» на звук «к».
Афферентная моторная афазия возникает при поражении постцентральной области речевой зоны. Внешне этот вид афазии похож на только описанный. Однако специальные исследования показали, что в основе афферентной моторной афазии лежит невозможность найти и выбрать нужный звук. Больные данной группы в отличие от больных с эфферентной афазией часто не могут правильно произносить даже отдельные звуки и легко смешивают произношение звуков, близких по артикуляции (напр., губной [м] на [п] или [б]). Поэтому они не могут правильно произносить слова (мама как бама или баба).
Гораздо чаще в практике нейропсихологии, нейролингвисти-ки встречаются случаи, когда нарушения высказывания носят гораздо более грубый и комплексный характер и только лишь использование всего комплекса методов и приемов анализа позволяет рассмотреть картину речевых патологий.
4. Гадб0аГёу Гадааёатабё-аПёТаТ аГГадаба бТдТёдТааГёу да-е-ааТаТ ПТТайаГёу
До сих пор речь шла о тех нарушениях речевой деятельности, которые возникают при поражении отдельных этапов перехода от мотива к развернутому высказыванию. Другой класс речевых расстройств, которые возникают при локальных поражениях мозга, представляют нарушения парадигматического аппарата формирования речевого высказывания. Переход от мысли через внутреннюю речь к развернутому высказыванию остается в норме, нет дефектов синтагматического строения речевого высказывания, т. е. процесс овладения парадигматическим аппаратом речи осуществляется совсем другими мозговыми системами, чем процесс синтагматически организованного высказывания.
Факты показали, что овладение парадигматикой осуществляется в основном задними, гностическими отделами мозговой коры преимущественно левого полушария.
Рассмотрим отдельные стороны мозговой организации парадигматических кодов языка, остановившись сначала на мозговой организации фонематических кодов, а затем перейдем к анализу мозговых механизмов, лежащих в основе овладения лексическим и логико-грамматическим строением языка.
Формирование речевого высказывания начинается с усвоения фонематической системы языка. Этот процесс осуществляется при непосредственном участии вторичных отделов височной коры левого полушария.
Больной с поражениями височных отделов мозговой коры левого полушария (акустико-гностическая афазия) сохраняет мотивы высказывания. Он активно пытается выразить свой замысел в речевой форме, у него в основном не страдает синтагматическое строение речи и полностью сохраняется интонационная мелодическая структура речевого высказывания. Затруднения возникают в тот момент, когда больной пытается найти нужную фонему, необходимую для того, чтобы воплотить исходный замысел в звуковое строение слова. Он смешивает близкие, а иногда даже и далеко стоящие друг от друга фонемы. Нередко и значение искомого слова оказывается как бы размытым, и тогда больной заменяет искомое слово другим. Так слово воробей может заменить близким по звучанию словом муравей или относящимися к тому же классу словами «птичка», «галка» и т.д.
Помимо фонематических кодов языка существуют лексические и семантические коды, овладение которыми столь же необходимо для порождения развернутого речевого сообщения, как и овладение кодами фонематическими.
Для речевого сообщения мы отбираем из всех лексических и семантических связей слова лишь одну, нужную для нашего высказывания, т. е. совершаем выбор.
Нарушение, которое возникает в случаях поражений средних отделов левой височной области, называется акустико-мнемичес-кой афазией.
Характерная черта больных с акустико-мнемической афазией заключается в том, что, сохраняя фонематический строй языка, эти больные оказываются не в состоянии сохранять определенный объем слов, фраз. Это выступает в том факте, что повторение коротких фраз не проявляет здесь сколько-нибудь отчетливых дефектов, а при повторении длинных фраз проявляется изменение порядка фразы, или, что бывает значительно чаще, повторение лишь одной части фразы с забыванием другой части.
Наблюдения показывают, что правильный отбор лексических и семантических связей может осуществляться лишь при нормальном состоянии наиболее сложных гностических отделов мозговой коры, и прежде всего третичных, теменно-затылочных отделов левого полушария. Клинические исследования показывают, что поражение этих зон коры головного мозга неизбежно приводит к трудностям как понимания, так и формулирования сложных логико-грамматических отношений (семантическая афазия).
Итак, локальные поражения коры головного мозга отнюдь не вызывают общего глобального распада речевой деятельности. Порождение отдельных участков левого полушария, входящих в состав так называемых речевых зон, как правило, приводит к строго избирательному нарушению процесса порождения высказывания. Это позволяет использовать наблюдения над локальными поражениями мозга в качестве основного метода анализа организации речевой деятельности человека.
Мы видели, что поражения глубинных отделов мозга могут вызывать нарушения мотивационной основы речевого высказывания.
Поражения лобных долей мозга вызывают распад сложных мотивов и программ речевого высказывания, а также нарушение контроля над протеканием речевой деятельности.
Совершенно иной характер имеет нарушение речевого высказывания при поражении собственно речевых зон коры левого полушария.
Поражения передних отделов речевых зон приводят к нарушению процессов превращения общего замысла - через внутреннюю речь - в синтагматически построенное, связное речевое высказывание.
При поражении задних, гностических отделов коры левого полушария, включающих височные и теменно-затылочные отделы мозга, сохраняется синтагматическая организация речи. Однако нарушается парадигматический процесс овладения кодами языка: фонематическими, лексико-семантическими и логико-грамматическими.
Можно видеть, что процесс декодирования речевого высказывания распадается на две большие фазы. Первая связана с процессами, обеспечивающими расшифровку воспринимаемых языковых кодов, а вторая - с процессами расшифровки того глубинного смысла, который таится за воспринимаемым сообщением.
Мы остановимся на каждом из этих процессов и рассмотрим мозговые механизмы каждого из них.
5. Гадб0аГёа ГиёТаГёу 0 1Га1абё-аПё1а1 ё ёавПё-аПёТаТ ПбдТу да-е-ё
Декодирование воспринимаемого речевого сообщения (устного или письменного) начинается с этапа расшифровки воспринимаемой системы звуков.
В процессе декодирования фонематического состава языка решающую роль играют системы височной области левого полушария, которые являются центральным «корковым ядром» слухорече-вого анализатора. Поражение слухоречевых отделов коры (вторичных отделов височной области левого полушария) не отражается на остроте слуха, но нарушает систему слухоречевого слуха. Больные с такими поражениями продолжают хорошо различать различные неречевые звуки (стук посуды, музыкальные мотивы, шум дождя и т. п.), но оказываются не в состоянии выделить фонематические признаки родного языка, являющиеся носителями смысла слов.