Глава 2. Основы психолингвистики 18 4 страница

3. Речевые нарушения, связанные с врожденными или приоб­ретенными нарушениями сенсорных систем, - в основном это осо­бенности речи и ее восприятия у глухих и глухонемых.

4. Речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временными задержками психического развития.

5. Речевые нарушения, имеющие исполнительский» характер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы (например, заикание).

До недавнего времени все эти виды патологий изучались па-топсихолингвистикой - одним из разделов психолингвистики. После выделения нейролингвистики в отдельную науку второй вид рече­вых нарушений стал рассматриваться с ее позиций, но все же и сейчас в учебниках по психолингвистике можно встретить анализ всех видов патологий независимо от основания их классификации.

Рассмотрим нарушения речи, которые изучаются НЛ.

Афазия (греч. аркадна, от отрицательной приставки а- и осно­вы ркбмз- высказывание) - речевое расстройство, вызванное по­ражением определенных зон головного мозга, обычно левого (у правшей) полушария.

Афазии противопоставляются другим речевым нарушениям по 3 основным признакам:

1) афазия есть центральное, а не периферическое нарушение речевого механизма, она представляет собой расстройство управ­ления речевым процессом;

2) афазия представляет собой системное нарушение речи, т.е. складывается из целого ряда факторов (о чем мы поговорим позже);

3) афазия является нарушением уже сформировавшейся речи, этим признаком она отличается от алалии (т.е. отсутствие или не­доразвитие речи) - «детской афазии».

Проявления афазии сложны и многообразны. Различные кар­тины нарушений возникают в зависимости от локализации и объе­ма мозгового поражения, от характера и динамики патологическо­го процесса, от преморбидного (предболезненного) состояния боль­ного и т. п. Разнообразие проявлений афазии вызывает необходи­мость разработки классификации афазических нарушений.

Сложность этой задачи обусловила возникновение многочисленных классификаций афазии. Не только в истории афазиологии, но и на современном этапе ее развития спектр вариантов классификаций очень велик: от «единой» афазии, отстаиваемой Баем, до принципа «сколько афазиков - столько -афазий».

Физиологи и психологи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Н. Ле­онтьев, А.Р. Лурия) выдвинули и разработали принцип динамичес­кой системной локализации функций. Наиболее детально этот принцип применительно к речи был развит Л.С. Выготским, а вслед за ним и А. Р. Лурия. В соответствии с этим принципом А. Р. Лурия рассматривает речь как сложную функциональную систему, включа­ющую в свой состав много звеньев и опирающуюся на совместную работу многих участков коры головного мозга, причем в процессе развития речи ее локализация подвергается изменениям и зависит от сформированности функций. Развивая эту мысль, Лурия отмечает, что при поражении любого из участков коры головного мозга, при­нимающих участие в речевой функции, страдает вся речь в целом, но каждый раз это расстройство специфично в зависимости от того, какую личную, собственную функцию выполнял пострадавший участок, какие вторичные системные нарушения он вызвал, какие системные перестройки возникли в результате этого. Таким обра­зом, по Лурия, афазия носит системный характер, внешняя картина афазического расстройства складывается из целого ряда факторов, и для выделения первичного (ведущего) дефекта необходим специаль­ный анализ. В результате проведения подобного анализа А.Р. Лурия выделил ведущие факторы, определяющие афазические расстройства. Таких факторов было 6, и в соответствии с этим Лурия различает шесть видов афазии:

1) эфферентная моторная,

2) динамическая,

3) афферентная моторная,

4) акустико-гностическая сенсорная,

5) акустико-мнемическая сенсорная,

6) семантическая.

Эфферентная афазия (от е#егепИ$ - выносящий; эфференты -конечная часть рефлекторной дуги) вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое, произнесение слова или слога отдельно, изменение инто­национного рисунка речи. Понимание речи лучше, чем собственная речь, но затруднено.

Для динамической афазии характерны трудности построения связного высказывания при относительной сохранности моторных и сенсорных компонентов речи. Больной может повторять слова, по­нимать речь, но нарушена способность говорить фразами - нет связ­ности. Он не может перекодировать общий замысел в схему речевого высказывания, не может планировать свою речь. Говорит преиму­щественно существительными (телеграфный стиль). Существует труд­ность актуализации слов, обозначающих действия. Так, пересказы­вая сказку, такой больной произносит: вот... у хозяина была кури­ца... и золотые яйца... и он ее убил... вот.

Для афферентной моторной афазии (от а$егепй8 - привно­сящий; афференты - нервные окончания) характерно нарушение звена выбора звука (халат произносится как ханат или хадат, дом как лом или том). В тяжелых случаях спонтанная речь может со­всем отсутствовать, диалогическая - грубо нарушена и характери­зуется эхолалией (от веко - отражение, 1аИа - речь) - простым по­вторением слов собеседника. Иногда это сопровождается эхопрак-сией - человек механически повторяет за собеседником движения.

Эти типы афазий возникают при поражениях в центре Брока.

У больных с поражением центра Вернике в значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено вос­приятие чужой речи.

При акустико-гностической (от греч. дпомз - познание) сен­сорной афазии наблюдается утрата способности понимания зву­ковой стороны речи. нарушена слухоречевая память, т.е. взаимо­связь между звуковым составом и значением слова. Различные сло­ва могут звучать для больного одинаково (хвост как гвоздь, кость, трость). В тяжелых случаях собственная речь как нерасчленен-ный звуковой поток «словесный салат».

Акустико-мнемоническая (от греч. тпзтз - память) сенсор­ная афазия - это нарушение объема удержания речевой информа­ции, ее тормозимость. Это приводит к трудностям понимания длин­ных, многосложных высказываний, состоящих из 5-7 слов.

Семантическая афазия - это симптомокомплекс, характери­зующийся нарушением понимания смысла грамматически слож­ных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий (окончаний), атрибутивных, т.е. определительных конст­рукций (отец, брат по отдельности понимаются, а брат отца, отец брата - нет), предлогов (трудно выполнить задание типа Положи­те карандаш справа от вилки и слева от ручки), сравнительных конструкций (Коля выше Миши и ниже Васи. Кто из них самый высокий?). Трудности возникают и в понимании сложных синтак­сических конструкций, выражающих причинно-следственные, вре­менные и пространственные отношения, деепричастные и причас­тные обороты.

В целом речь афатиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные оборо­ты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Встречается также афазия у полиглотов - потеря полностью или частично одного языка при относительной сохранности дру­гих - так называемая речевая диссоциация, а также случаи ин­терференции между разными языками (в виде вкраплений элемен­тов одного языка в речь на другом языке).

Мы рассмотрели расстройства языкового поведения, возника­ющие, когда поражаются корковые зоны перекрытия анализаторов. Перейдем к анализу речевых патологий, возникающих при наруше­нии других «ярусов» коры, ответственных за языковое поведение.

Поражения сенсорных проекционных систем обнаружива­ются трудностями восприятия устных и письменных текстов - дис­лексией (дис - приставка, означающая затруднение, нарушение, расстройство), в связи со снижением остроты слуха и зрения или с ограничением воспринимаемых звуковых частот и полей зрения.

Поражения двигательных проекционных систем (продол­говатого мозга) обнаруживаются различными дизартръями - рас­стройствами артикуляции, нечленораздельной речью, и дислалъя-ми (косноязычием), при которых нарушается звукопроизношение при нормальном слухе. Чаще всего встречаются дефекты в произ­ношении звуков [р] и [р']. Несколько реже затруднено произнесе­ние звуков [с], [з], [ц] (свистящих), [ш], [ж], [ч], [щ] (шипящих).

Поражения гностических полей коры головного мозга мо­гут обнаруживаться в виде речевых агнозий (слуховых, зритель­ных и т.д.), а праксических полей коры - в виде апрбксий. При речевых агнозиях больные хорошо видят и слышат, но «не узна­ют» звуковой облик единиц родной речи или графемы письменных текстов. В то же время языковые фонологические, грамматические и лексические обобщения у этих больных сохранены, что и обнару­живается в сохраненной способности говорить и писать. При этом больные с речевой слуховой агнозией могут читать, а больные с речевой зрительной агнозией понимают письменную речь. При ре­чевых апрбксиях наблюдается обратная картина: у больных нет двигательных расстройств, например, паралича, но они «не уме­ют» произнести слово или его написать; при этом понимание речи окружающих и способность читать могут быть сохранены.

АГГбтй ё даааГёу аёу 1апбжааГёу

1. На каком основании выделяют нейролингвистику как само­стоятельную науку?

2.Какие существуют связи между нейролингвистикой и дру­гими науками?

3.В чем проявляется специфика материала нейролингвисти-ческих исследований?

4.Где могут применяться результаты нейролингвистических исследований?

5.Что такое межполушарная асимметрия головного мозга?

6.Какие функции полушарий являются значимыми с точки зрения НЛ?

7.Где расположены зоны БРОКА и ВЕРНИКЕ?

8.Что такое языковая норма?

9.Что такое норма речи?

10.Какие виды речевых патологий были выделены Леонтьевым?

11.Какой вид речевых патологий рассматривается с позиций НЛ?

12.Что такое афазия? Какие типы афазий различают в НЛ?

АТГТёГёоаёиГау ёёоабаобба

1. Ахутина, Т. В. (Рябова). Нейролингвистический анализ ди­намической афазии / Т.В. Ахутина. - М., 1975.

2. Баллонов, Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминант-
ного полушария / Л.Я. Баллонов, В. Л. Деглин. - Л., 1976.

3. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М., 1970.

4. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жин-
кин. - М., 1982.

5. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лу-

рия. - М., 1 975.

6. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М., 1999.

7. Седов, К.Ф. Нейропсихолингвистика / К.Ф. Седов. - М., 2007.

Аёааа 5. ГАЁВ1ЁЁГААЁЙ0ЁХАЙЕЁЁ АГАЁЁд ТВ10АЙЙА вАхАА1Ё Е1ИСГЁЕА0ЁЁ

1. Модель формирования речевого сообщения в нейролингвистике.

2. Нарушения мотивационной основы и программирования речево­го высказывания.

3. Нарушения синтагматического аппарата формирования речевого сообщения.

4. Нарушения парадигматического аппарата формирования речево­го сообщения.

5. Нарушение понимания фонематического и лексического строя речи.

6. Нарушение понимания логико-грамматических отношений.

7. Нарушение понимания синтагматического строя связной речи.

8. Нарушение понимания общего смысла (подтекста) речевого со-
общения.

1. Пааёи бТбТёдТааГёу да-е-ааТаТ ПТТайаГёу а ГаёдТёёГааёпоёёа

Долгое время считалось, что те или иные узко ограниченные участки мозга полностью ответственны за свои аспекты речи (рас­познавание звуков, лексика, морфология, синтаксис). Такую пози­цию занимал, например, известный немецкий психиатр Клейст, автор карты мозга.

Чтобы избавиться и от этого заблуждения, необходимо было точно и конкретно сформулировать мысль о сложной связи мозго­вых поражений с нарушением речи. Поэтому вопрос о том, какие именно отделы мозга лежат в основе речевой деятельности, нужно было заменить другим вопросом, а именно: как построена челове­ческая речь и какие психофизиологические факторы лежат в осно­ве каждого звена процесса кодирования и декодирования речи? Толь­ко проследив условия создания и понимания речи и выделив эти факторы, можно дать анализ того, как именно нарушение факто­ров, возникающее при поражении тех или иных зон коры головно­го мозга, сказывается на изменении речевой деятельности в целом. Только тогда можно говорить об исследовании мозговой организа­ции речевого процесса.

Несмотря на различные подходы в психологии и лингвистике, и психологи, и лингвисты подошли к общему мнению, что процесс речевой коммуникации является многоуровневым. Однако для про­цессов кодирования и декодирования речи как последовательность, так и строение звеньев этого процесса является неодинаковым.

Современная модель формирования речевого сообщения в НЛ такова:

Мотив мысль внутренняя речь лексическое раз­вертывание (парадигматические отношения) + грамматическое кон -струирование (синтагматические отношения) внешняя речь

Речевое высказывание начинается обычно с мотива этого выс­казывания - передать что-либо другому, попросить о чем-нибудь и т.д. Если этот мотив отсутствует, естественно, что речевое выска­зывание не может состояться.

За этапом мотива идет второй этап, очень близкий к первому -мысль. В речевом сообщении всегда формулируется известная мысль или известный смысл, который говорящий хочет передать слушающему.

Третий этап - внутренняя речь - рассматривается как сокра­щенная речевая схема, которая предшествует речевому акту и дает возможность его дальнейшего развертывания. Например, простей­шая схема высказывания - ЧР+У (ее наполнение: зима пришла, де­вочка пришла, дедушка пришел (приплелся, причапал).

Парадигматические (от др.-греч. рагасЫдта 'пример, обра­зец, модель') отношения - это отношения противопоставленнос­ти, конкуренции, сходства, взаимозаменяемости в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. В нашей речевой деятельности мы в зависимости от смыс­ла, который хотим выразить, все время выбираем тот или иной член из парадигматического ряда.

Синтагматические (от др.-греч. зушадта 'вместе построен­ное, составленное') отношения - это отношения, в которые всту­пают единицы одного уровня, соединясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Это отношения смежности, следования, сочетаемости. Имеется в виду сам факт сочетаемости (сижу на стуле за столом, сидит на столе, но не с др. формами).

У нормального взрослого человека выбор парадигматических и синтагматических связей протекает автоматически и осуществ­ляется так, что нужные слова и связи между ними всплывают сами по себе (вспомните характеристику речевой организации индиви­да, данную Щербой).

Последнее звено - это оформление данного слова или фразы в звучащую либо письменную речь (т. е. во внешнюю речь).

Процесс декодирования, или понимания речи, характеризует­ся обратной последовательностью перечисленных этапов.

Исходными условиями для понимания речевого сообщения восприятие эмоционально-оценочной, интонационной структуры фразы и понимания значения входящих в нее слов (т.е. восприя­тие внешней речи).

Далее идут поиски парадигматических и синтагматических отношений (Кто это брат отца? Или верно ли высказывание: Со­бака укусил мальчика?).

Внутренняя речь как общая схема фразы и поиски общего внутреннего смысла фразы (Куй железо, пока горячо - смысл этой фразы вовсе не в том, что это работа кузнеца, а в том, что всё нужно делать вовремя).

У человека, располагающего относительно недостаточным ре­чевым опытом, этот процесс сталкивается с рядом препятствий. А что же происходит, если выпадает одно из звеньев в цепи порожде­ния и понимания высказывания? Одна из задач НЛ - анализ с помо­щью экспериментальных методов нарушений в речевой коммуника­ции, которые возникают в результате поражения отдельных участков мозга. Мы попытаемся применить этот экспериментальный метод и проследить, какие именно формы речевых нарушений возникают при поражениях различных участков мозга, приводящих к выпадению тех или иных звеньев процесса речевой коммуникации.

2. Га5б0аГёу ТТоёааоёТГГТё ТпГТаи ё УбТабаТТёбТааГёу ба-е-ааТаТ аиПёадиааГёу

Как мы уже рассмотрели, в основе любого высказывания ле­жит мотив. Для того чтобы речевое высказывание состоялось, че­ловек должен быть достаточно активным, т.е. иметь нужный тонус коры головного мозга. Однако часто встречаются случаи, когда об­щее снижение тонуса коры головного мозга проявляется у больных в своеобразном спутанном состоянии, при котором они не могут четко ориентироваться в окружающей среде, месте и времени. Этот факт отражается и на их речевой деятельности. Больные этой груп­пы часто высказывают не соответствующие реальности суждения (Солнце освещается Землей), хотя легко называют предъявленные им предметы и повторяют слова, группы слов или короткие фразы.

Совершенно другой характер носят нарушения речевой дея­тельности при поражении лобных долей мозга.

Больные с тяжелыми двусторонними поражениями лобных долей мозга обнаруживают очень грубые нарушения активной дея­тельности. Целенаправленное активное поведение заменяется либо эхолалическим повторением движений или действий эксперимен­татора, либо стереотипным повторением одних и тех же движений.

Аналогичные нарушения наблюдаются и в речевой деятельнос­ти таких больных. Как правило, такие больные не делают никаких попыток речевого общения, лежат молча. В еще большей степени такой дефект проявляется в сложных формах речевой деятельности. Так, больные этой группы совершенно не могут передавать содержа­ние предложенной им сюжетной картины или прочитанного им рас­сказа. Если такому больному предлагается, например, картина, изоб­ражающая человека, провалившегося под лед в прорубь, перед кото­рой стоит знак «осторожно», такой больной может интерпретировать картину как: «Осторожно - бомбежка!», «Осторожно - зверинец», затрудняясь дать общую оценку изображенному на картине сюжету.

Иная картина наблюдается у больных с тяжелыми поражения­ми лобных долей мозга, когда заболевание проходит на фоне рас-торможенности, повышения общей возбудимости мозга. Больные с тяжелым «лобным синдромом» при передаче содержания прочи­танного ими рассказа быстро отвлекаются и содержание рассказа замещается у них либо бесконтрольно всплывающими побочными ассоциациями, либо инертным повторением только что данных ре­чевых стереотипов. Важно отметить, что весь лексический и син­таксический аппарат речевой деятельности остается у таких боль­ных полностью сохраненным. Больному прочитали рассказ «Галка и голуби». Больной воспроизвел его так: «Галка... (взгляд на экс­периментатора) девушка Галка... покрасила свои волосы в белый цвет. надела белое платье и поступила в Нейрохирургический институт. Нейрохирург влюбился в нее и сделал ей предложение».

Таким образом, у «лобных» больных порождение речевого со­общения нарушается как внеречевыми факторами (размытостью мотивов высказывания), так и факторами, связанными с самой ре­чевой деятельностью (распадом программы высказывания, впле­тением побочных ассоциаций и инертных стереотипов, разрушаю­щих эту программу).

3. Гадб0аГёу ПёГоаатаоё-апёТаТ аГГадаба бТдТёдТааГёу да-е-ааТаТ ПТТайаГёу

Как представлено выше, именно аппарат внутренней речи по­зволяет перекодировать исходный замысел в связное речевое выс­казывание, т.е. возникновение мотивов высказывания и его общий замысел могут оставаться сохранными, но больные не в состоянии перевести исходный замысел в схему, а затем и в развернутое рече­вое высказывание. В данном случае, в отличие от описанных выше, нарушения носят уже чисто речевой характер.

Процессы возникновения развернутого речевого высказывания связаны прежде всего с работой передних отделов речевых зон коры левого полушария. Нарушения речевой деятельности, к рассмотре­нию которых мы обращаемся, возникают с наибольшей отчетливо­стью при поражениях нижних отделов заднелобной области левого полушария, иногда связанных с поражением полюса левой височ­ной области. Их картина хорошо известна в клинике и многократ­но описывалась под названием «динамической афазии» (Лурия, Цветкова, Ахутина).

С особенной отчетливостью речевые нарушения выступают в тех случаях, когда больному данной группы предлагается задача дать устное сочинение на заданную тему. В этих случаях больные прояв­ляют полную беспомощность. Они заявляют, что ощущают пред со­бой пустоту, что у них нет никакого плана речевого высказывания. Один из таких больных, характеризуя свой речевой дефект, сказал: «У других после четверга идет пятница, а у меня - ничего».

Вследствие нарушения динамической схемы высказывания активная, повествовательная речь оказывается для этих больных почти недоступной; они становятся молчаливыми, хотя вся лекси­ческая и синтаксическая структура речи у них сохранена.

Поражение нижних отделов премоторной (непосредственно примыкающей к моторным зонам коры) области левого полушария приводит также к своеобразным нарушениям синтаксической струк­туры высказывания. Характерным для этих форм речевых рас­стройств является тот факт, что как сама артикуляция, так и пост­роение отдельных слов или цепи изолированных слов остаются в норме. Больной также свободно называет отдельные предъявляе­мые ему предметы. Он начинает испытывать затруднения лишь при назывании подряд нескольких предъявленных предметов; в этих случаях у него выступают либо затруднения в припоминании на­звании, либо инертное повторение уже произнесенных слов. Боль­ные, которые без труда могут обозначить отдельный предмет, со­вершенно не в состоянии объединить отдельные речевые элементы в одно связное предложение. Из их речи выпадают глаголы и слу­жебные слова, сложная структура фраз заменяется изолированным перечислением отдельных существительных. Вследствие этих на­рушений и возникает явление «телеграфного стиля».

Еще более грубую форму речевых расстройств синтагматичес­кого аппарата составляет так называемая эфферентная моторная афазия, возникающая при поражении зоны Брока.

Характерной чертой этой формы речевых расстройств являет­ся тот факт, что если больные с динамической афазией легко могли повторять слова или называть предметы, то у данных больных эта возможность частично или полностью отсутствует.

Больные с поражением задней трети нижней лобной извили­ны левого полушария (зоны Брока) свободно произносят отдель­ные звуки, однако произнесение слогов или слов для них затрудне­но: больные не могут переключиться вовремя с уже произнесенно­го на новый. Так, если требуется повторить сочетание «ба-ка», боль­ные повторяют его как «ба-ба», вовремя не переключившись со звука «б» на звук «к».

Афферентная моторная афазия возникает при поражении по­стцентральной области речевой зоны. Внешне этот вид афазии по­хож на только описанный. Однако специальные исследования по­казали, что в основе афферентной моторной афазии лежит невоз­можность найти и выбрать нужный звук. Больные данной группы в отличие от больных с эфферентной афазией часто не могут пра­вильно произносить даже отдельные звуки и легко смешивают про­изношение звуков, близких по артикуляции (напр., губной [м] на [п] или [б]). Поэтому они не могут правильно произносить слова (мама как бама или баба).

Гораздо чаще в практике нейропсихологии, нейролингвисти-ки встречаются случаи, когда нарушения высказывания носят го­раздо более грубый и комплексный характер и только лишь исполь­зование всего комплекса методов и приемов анализа позволяет рас­смотреть картину речевых патологий.

4. Гадб0аГёу Гадааёатабё-аПёТаТ аГГадаба бТдТёдТааГёу да-е-ааТаТ ПТТайаГёу

До сих пор речь шла о тех нарушениях речевой деятельности, которые возникают при поражении отдельных этапов перехода от мотива к развернутому высказыванию. Другой класс речевых расстройств, которые возникают при локальных поражениях мозга, представляют нарушения парадигматического аппарата формирования речевого высказывания. Переход от мысли через внутреннюю речь к развернутому высказыванию остается в норме, нет дефектов синтагматического строения речевого высказывания, т. е. процесс овладения парадигматическим аппаратом речи осуществляется совсем другими мозговыми системами, чем процесс синтагматически организованного высказывания.

Факты показали, что овладение парадигматикой осуществляется в основном задними, гностическими отделами мозговой коры преимущественно левого полушария.

Рассмотрим отдельные стороны мозговой организации пара­дигматических кодов языка, остановившись сначала на мозговой организации фонематических кодов, а затем перейдем к анализу мозговых механизмов, лежащих в основе овладения лексическим и логико-грамматическим строением языка.

Формирование речевого высказывания начинается с усвоения фонематической системы языка. Этот процесс осуществляется при непосредственном участии вторичных отделов височной коры ле­вого полушария.

Больной с поражениями височных отделов мозговой коры ле­вого полушария (акустико-гностическая афазия) сохраняет мотивы высказывания. Он активно пытается выразить свой замысел в ре­чевой форме, у него в основном не страдает синтагматическое стро­ение речи и полностью сохраняется интонационная мелодическая структура речевого высказывания. Затруднения возникают в тот момент, когда больной пытается найти нужную фонему, необходи­мую для того, чтобы воплотить исходный замысел в звуковое стро­ение слова. Он смешивает близкие, а иногда даже и далеко стоящие друг от друга фонемы. Нередко и значение искомого слова оказыва­ется как бы размытым, и тогда больной заменяет искомое слово другим. Так слово воробей может заменить близким по звучанию словом муравей или относящимися к тому же классу словами «птич­ка», «галка» и т.д.

Помимо фонематических кодов языка существуют лексичес­кие и семантические коды, овладение которыми столь же необходи­мо для порождения развернутого речевого сообщения, как и овла­дение кодами фонематическими.

Для речевого сообщения мы отбираем из всех лексических и семантических связей слова лишь одну, нужную для нашего выска­зывания, т. е. совершаем выбор.

Нарушение, которое возникает в случаях поражений средних отделов левой височной области, называется акустико-мнемичес-кой афазией.

Характерная черта больных с акустико-мнемической афазией заключается в том, что, сохраняя фонематический строй языка, эти больные оказываются не в состоянии сохранять определенный объем слов, фраз. Это выступает в том факте, что повторение коротких фраз не проявляет здесь сколько-нибудь отчетливых дефектов, а при повторении длинных фраз проявляется изменение порядка фразы, или, что бывает значительно чаще, повторение лишь одной части фразы с забыванием другой части.

Наблюдения показывают, что правильный отбор лексических и семантических связей может осуществляться лишь при нормаль­ном состоянии наиболее сложных гностических отделов мозговой коры, и прежде всего третичных, теменно-затылочных отделов ле­вого полушария. Клинические исследования показывают, что по­ражение этих зон коры головного мозга неизбежно приводит к труд­ностям как понимания, так и формулирования сложных логико-грамматических отношений (семантическая афазия).

Итак, локальные поражения коры головного мозга отнюдь не вызывают общего глобального распада речевой деятельности. По­рождение отдельных участков левого полушария, входящих в со­став так называемых речевых зон, как правило, приводит к строго избирательному нарушению процесса порождения высказывания. Это позволяет использовать наблюдения над локальными пораже­ниями мозга в качестве основного метода анализа организации ре­чевой деятельности человека.

Мы видели, что поражения глубинных отделов мозга могут вы­зывать нарушения мотивационной основы речевого высказывания.

Поражения лобных долей мозга вызывают распад сложных мотивов и программ речевого высказывания, а также нарушение контроля над протеканием речевой деятельности.

Совершенно иной характер имеет нарушение речевого выска­зывания при поражении собственно речевых зон коры левого полу­шария.

Поражения передних отделов речевых зон приводят к нарушению процессов превращения общего замысла - через внутреннюю речь - в синтагматически построенное, связное речевое высказывание.

При поражении задних, гностических отделов коры левого по­лушария, включающих височные и теменно-затылочные отделы моз­га, сохраняется синтагматическая организация речи. Однако нару­шается парадигматический процесс овладения кодами языка: фоне­матическими, лексико-семантическими и логико-грамматическими.

Можно видеть, что процесс декодирования речевого высказы­вания распадается на две большие фазы. Первая связана с процес­сами, обеспечивающими расшифровку воспринимаемых языковых кодов, а вторая - с процессами расшифровки того глубинного смыс­ла, который таится за воспринимаемым сообщением.

Мы остановимся на каждом из этих процессов и рассмотрим мозговые механизмы каждого из них.

5. Гадб0аГёа ГиёТаГёу 0 1Га1абё-аПё1а1 ё ёавПё-аПёТаТ ПбдТу да-е-ё

Декодирование воспринимаемого речевого сообщения (устно­го или письменного) начинается с этапа расшифровки восприни­маемой системы звуков.

В процессе декодирования фонематического состава языка ре­шающую роль играют системы височной области левого полуша­рия, которые являются центральным «корковым ядром» слухорече-вого анализатора. Поражение слухоречевых отделов коры (вторич­ных отделов височной области левого полушария) не отражается на остроте слуха, но нарушает систему слухоречевого слуха. Боль­ные с такими поражениями продолжают хорошо различать различ­ные неречевые звуки (стук посуды, музыкальные мотивы, шум дождя и т. п.), но оказываются не в состоянии выделить фонематические признаки родного языка, являющиеся носителями смысла слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: