В опыте Лурия и Виноградовой человеку называли слово скрипка и одновременно наносили несильный удар тока. На удар тока вырабатывалась защитная реакция, которая сохранялась даже тогда, когда испытуемый слышал слово скрипка, а удара током не было. Когда человеку называли ряд других слов, на каждое из них он реагировал по-разному. Так, на слова скрипач, смычок, струна, мандолина, контрабас он реагировал защитной реакцией, т.е. так же, как и на слово скрипка. Ориентировочные - т.е. более слабые - реакции отмечались у испытуемых тогда, когда им предъявлялись названия неструнных музыкальных инструментов (барабан, аккордеон, кларнет), названия, связанные с музыкальными сочинениями и их исполнением, т.е. с музыкой вообще (соната, концерт), и слова, лишь фонетически близкие к слову скрипка (скрепка). На третью группу слов (шкаф, сапог, облако) реакции были нейтральными.
Направленность реакции менялась в зависимости от контекста. Так, слово труба, употребленное после барабан, давало ориентировочную реакцию, т.к. воспринималось как название музыкального инструмента. Употребленное же в последовательности стимулов крыша, печка, труба давало нейтральную реакцию, так как воспринималось как часть печки.
|
|
Эти исследования легли в основу конструирования полиграфа, или детектора лжи.
АдаадаёиПа оёаёёдТааТёа
В ходе эксперимента по градуальному шкалированию испытуемым предлагается расположить ряд слов одной семантической группы «по порядку». Особенность этой методики в том, чтобы использовать представления носителей языка о возможном расположении слов в семантическом пространстве, которое не дается в словаре. К примеру, 36 слов со значением «размер» были расположены 1 03 испытуемыми в эксперименте В.Я. Шабеса следующим образом:
Микроскопический (1,32), Чуточный Крошечный Крохотный Малюсенький Махонький Карликовый Кукольный Миниатюрный Большой Порядочных размеров Солидных размеров Здоровый Громоздкий Циклопический Чудовищного размера (34,49).
Соответственно, если известно место слова на определенной семантической шкале, можно измерить и степень близости смыслов отдельных слов и семантическое расстояние между ними.
Результаты подобного эксперимента позволяют создавать «градуальные словари», представляющие практическую ценность (в частности, для составления рекламных текстов).
УёпТадё1аТдй п ёёаппёоёёадёаё
Близки к исследованиям по методике сосудистых реакций и методики, связанные с построением разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы - как человек выделяет признаки, обобщает их, формируя определенные группы, классы.
|
|
Дж. Миллер в конце 60-х годов выдвинул гипотезу о том, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала, и, следовательно, структура этих связей может быть выражена в самой процедуре классификации. Испытуемым предлагают классифицировать материал (напр.,
несколько слов), причем ни количество групп, которые может образовать испытуемый, ни количество слов в каждой группе не ограничиваются. Результаты эксперимента отражаются в матрице. Чем больше испытуемых соотнесли некоторые слова в один класс, тем вернее результаты. На основе таких изменений проводится процедура так называемого кластер-анализа, т.е. объединение слов в последовательные группы. Вначале объединяются слова, которые семантически ближе всего друг к другу, потом эти пары объединяются с теми парами, что стоят ближе всего к ним по смыслу и т.д. Появляются ряды кластеров. В результате получается своеобразное дерево кластеризации. Чем ближе сходство слов, тем короче ветви дерева, объединяющие слова.
При большом количестве испытуемых и большом наборе слов кластер-анализ позволяет обнаружить факты, которые помогают дополнительно выявить важные закономерности образования слов и формирования их значений.
манекен чучело скелет |
тело туша |
Так в экспериментах отечественного психолингвиста В.Ф. Петренко были выделены такие кластеры, как «Средства для хранения вещей», «Тело и его модели». Вот фрагмент дерева классификации «Тело и его модели»:
ТадТа паТда ё аГаёёда да+ааиб ТоёаТё
Анализ ошибок предпринимается в разных целях: для выявления особенностей производства и понимания речи и для моделирования этих процессов; для изучения словаря носителя языка и механизмов его пополнения; для обнаружения закономерностей овладения родным языком; для решения практических задач восстановления речи при афазиях и т.д.
По мере накопления опыта применения метода сбора и анализа речевых ошибок как исследовательского метода стали проявляться и его слабости, которые послужили основанием для критики. Так, ряд авторов указывает на необходимость острожного обращения с ошибками из-за неточной классификации этих ошибок.
О/дТёдб/эйёё уёпУадёТаГд
Его отличие от других видов ПЛ-ого эксперимента заключается в том, что исследуется не функционирование языковой способности в речевой деятельности, а формирование этой способности, причем эксперимент состоит в том, что мы по-разному организуем способы формирования и сопоставляем эффективность полученных результатов.
Формирующий Э следует отличать от обучающего Э. В первом случае предметом исследования являются различные пути формирования языковой способности, а во втором - различные варианты обучающих методик с точки зрения их эффективности для результатов обучения.
АидТпи ё даааГёу аёу ТапбаэааГёу
1. Перечислите основные группы ПЛ методов.
2.На что необходимо обратить внимание, прежде чем использовать экспериментальные методики?
3.Проведите направленный АЭ на выделение антонимов к слову «холодный»:
- холодный зимний день;
- холодный день;
- холодная вода в реке;
- холодная вода в кастрюле;
- холодная вода;
- холодный.
Какие выводы можно сделать на основе этого эксперимента?
4.Метод семантического дифференциала: раскройте его суть, его значение для ПЛ.
5.Запишите сказку (по выбору) одним предложением, 10 словами, 1 словом.
6.Какова цель подобных экспериментов? К каким выводам можно прийти?
7. С какой целью используются эксперименты в ПЛ?
АТ'иёГёдаёиГау ёёдададбда
1. Виноградова, О.С. Выявление системы словесных связей при регистрации сосудистых реакций / О.С. Виноградова, Н.А. Эйслер // Вопросы психологии. - № 2. - 1959.
|
|
2. Залевская, А.А. Проблемы психолингвистики / А.А. Залев-ская. - Калинин, 1983.
3. Кавинкина, И.Н. К вопросу об ассоциативном эксперименте в лингвистике / И.Н. Кавинкина // Вопросы функциональной грамматики. Вып. третий. - Гродно, 2000.
4. Клименко, А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики / А. П. Клименко. - Минск, 1 970.
5. Красиков, Ю.В. Теория речевых ошибок / Ю.В. Красиков. -
М., 1 980.
6. Общая и прикладная лингвистика. - М., 1973.
7. Овчинникова, И.Г. Ассоциации и высказывание: структура и семантика / И.Г. Овчинникова. - Пермь, 1994.
8. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. -Смоленск, 1 997.
9. Психолингвистические исследования слова и текста. -
Тверь, 1 997.
10.Психология грамматики. - М., 1968.
11.Сахарный, Л.В. Актуальное членение и компрессия текста (к использованию методов информатики в психолингвистике) / Л. В. Сахарный // Теоретические аспекты деривации / под ред. Л.Н. Мурзина. - Пермь, 1982. - С.29 - 38.
Аёааа 4. 0А1рА0ЁхА1\1ЕЁА ^ПЛЫ ГАЁР1ЁЁГААЁЙ0ЁЕЁ
1. Нейролингвистика и ее связь с другими науками. Специфика ней-
ролингвистических исследований.
2. Межполушарная асимметрия головного мозга.
3. Виды речевых патологий.
1.ГаёбТёёГааёпдёёа ё аа пауды п аббаёТё ГабёаТё. ЙГадёдёёа ГаёбТёёГааёпдё-е-апёёб ёппёааТааГёё
Нейролингвистика (от греч. пйигоп - жила, нерв и лат. Нп§иа -язык) - наука, которая изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Следовательно, можно выделить три аспекта изучения: 1) язык как система знаков; 2) речь и речевая деятельность (процессы декодирования (понимания речи) и кодирования (производства речи); 3) зоны мозга, связанные с кодированием и декодированием информации о действительности. Причем все эти аспекты изучаются не изолированно, а только во взаимосвязи, т.е. изучается система языка в соотношении с мозговым субстратом (от лат. зиЪзйатднп - подстилка, основа -основа предмета или вещества, в нашем случае можно говорить о мозговой основе) языкового поведения. Таким образом, нейролингвистика (НЛ) акцентирует свое внимание на диагностике и лечении различных видов речевых расстройств.
|
|
Ыауди ГаёдТёёГааёпдёёё ё адбаёТё ГабёаТё
НЛ и лингвистика (единый объект изучения), НЛ и ПЛ (сходство решаемых проблем, методов исследования), НЛ и физиология (изучают организм человека), НЛ и нейрофизиология (функции нервной системы и ее основных единиц - нейронов), НЛ и неврология (изучают норму и нарушения мозговых механизмов, НЛ пользуется методами неврологии), НЛ и психология (психическая деятельность человека подвергается анализу), НЛ и нейропсихология (мозговая основа психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; основатель - А.Р. Лурия).
Таким образом, НЛ представляет собой один из аспектов ком -плексного изучения знакового поведения человека.
Эпизодические наблюдения расстройств языкового поведения известны с эпохи средневековья, но их систематическое изучение началось во 2-ой половине Х1Х века. В отечественной лингвистике интерес к фактам языковой патологии проявляли И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкий, Л.В. Щерба и др. Бодуэн де Куртенэ исследовал речевую патологию, исходя из представления о трех составных компонентах речевой деятельности - фонации (произнесения), аудиции (восприятия) и церебрации («процессы, происходящие в индивидуальном мозговом центре»). Ряд высказанных им мыслей получил развитие у Р.О. Якобсона, описавшего системные отношения между строением фонологических систем в языках мира, последовательностью их становления в детском возрасте и распада в результате речевых патологий. В России развитие нейро-лингвистических исследований базируется на работах Александра Романовича Лурия, который на основе психологической концепции Л. С. Выготского о социальном происхождении высших психических функций человека и успехов отечественной физиологии (в частности, это учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах и об анализаторах мозга - зрительном, слуховом, тактильно-кинестетическом) разработал концепцию о системном строении высших психических функций человека. Это позволило привлекать лингвистический аппарат для описания расстройств языкового поведения.
Нейролингвистика как научная дисциплина возникла в русле натуралистического (биологического) языкознания на стыке ней-рологии (как раздела нейрофизиологии), психологии и лингвистики и изучает систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Она располагагает эпизодическими наблюдениями расстройств языкового поведения при очаговых нарушениях мозга с эпохи средневековья. Их систематическое изучение началось во второй половине Х1Х в. Внимание к фактам языковой патологии проявлялось со стороны А. Шлейхера, Г. Вернике, И.А. Бодуэна де Куртенэ, В.А. Богородицкого, Л.В. Щербы, Р.О. Якобсона, Л.Р. Зиндера и др. В современной науке обращение к роли биологических факторов стало частым (Э.Х. Ленне-берг, У. Пенфилд и Л. Робертс, а также др.), с тем чтобы понять процессы глоттогенеза, функционирования и развития человеческого языка. При этом не исключается учёт данных социологии, антропологии, этнологии, психологии, палеоневрологии, исторической типологии языков, семиотики, кинесики. Множатся попытки найти аналогии в строении многоуровневой системы языка и многоуровневой структуры генетического кода (Р.О. Якобсон, Вяч. Вс. Иванов). Проводятся многочисленные наблюдения над сигнальным поведением животных и опыты их обучения человеческому языку.
Развитие нейролингвистики как специальной дисциплины о системном строении высших психических функций и наличии корреляций между строением языковой системы и нейрофизиологическими нарушениями языкового поведения (афазиями) раскрывается в работах Т. Алажуанина, А. Омбредана и М. Дюрана, К. Кон -рада, К. Брэйна, Ф. Гревеля, Р. Юссона и Ю. Барбизе, К. Кольмай-ера, А. Лайшнера, П.М. Милнера, Александра Романовича Лурия, который опирается на работы Л.С. Выготского, И.П. Павлова и П.К. Анохина; в исследованиях В. Пенфилда и Л. Робертса, Е.Н. Ви-нарской, Т.В. Ахутиной. Ими описываются различные фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства. Ней-ролингвистика проявляет также интерес к неафазическим формам расстройств языкового поведения (речевые агнозии и апраксии, дизартрии, алексии и аграфии).
В нейролингвистике изучаются психофизиологический механизм языкового отражения действительности (в том числе распознавания речи), механизмы интеграции знаковых комплексов, поступивших от разных анализаторов мозга, и процессы языковых обобщений. В ней изучаются механизм языкового поведения (в том числе порождения речи) и работа систем, сопряжённых с реализацией устной и письменной речи. Учитывается функциональная асимметрия полушарий мозга, обусловливающей преимущественную локализацию языковых обобщений и мышления в языковых понятиях в левом (доминантном) полушарии, а конкретно-образного мышления -в правом (субдоминантном) полушарии. Проводятся наблюдения над языковым поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями мозга. Но предписывается осторожное отношение к чисто лингвистическому диагнозу (без полного комплексного системного анализа) в клинической практике.
Исследования осуществляются на материале языков английского, немецкого, французского, русского, чешского, в последние десятилетия японского и др., что доказывает общность нейролинг-вистических проблем. Исследования речевых нарушений у билингвов (и полиглотов), свидетельствующие по потере языковой компетенции (и соответственно её восстановления), сперва касаются проблем в области неродного языка.
Нейролингвистика обладает своими методами. Часто предполагается вхождение нейролингвистики в качестве раздела в нейропсихологию, входящую, в свою очередь, вместе с нейрофизиологией в нейрологию. Учитываются связи нейролингвистики с психологией, психолингвистикой, психоакустикой, когнитологией, когнитивной лингвистикой, кибернетикой, семиотикой и т.д. Результаты нейролингвистических исследований влияют на более адекватное понимание биологических аспектов природы языка.
На стыке нейролингвистики, психолингвистики, прагматики, когнитивной науки и психоанализа возникла теория и технология нейролингвистического программирования, которая имеет целью изучение и применение способов оптимизации через речевое воздействие функционирования коры головного мозга, отвечающей за сознание, и центров, несущих ответственность за сферу подсознания. Применяется эта технология в целях мобилизации (посредством направленного речевого воздействия) глубинных резервов мозга, необходимых при психотерапевтическом лечении психических расстройств. Она используется при необходимости изменить в оптимальную сторону поведение человека; при ведении ответственных переговоров, предполагающих не тактику «удара», а методику податливого следования действиям оппонента и незаметного его привлечения на свою сторону (дипломатия, бизнес, политическая дискуссия); при подготовке публичных выступлений; в тестировании способностей человека; при необходимости переубедить человека, не поддающегося логическим доказательствам, с помощью «метафоры» (введение в подсознание пациента, погружённого в транс, некой картины фрагмента мира, где больному предлагается «навести порядок»). Нейролингвистическое программирование преподаётся во многих зарубежных бизнес-школах. Довольно близка к этой дисциплине психолингвистическая суггестология (И.Ю. Черемисина, А.А. Романов). Таким образом, нейролингвистика как наука, т.е. область с определенными границами объекта (что изучается), со сформулированными задачами исследования (для чего изучается) и методами исследования, сложилась лишь к концу ХХ века.
Предметом нейролингвистических исследований чаще всего становятся расстройства языкового поведения, проявления которых многообразны и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства. Продолжают обсуждаться НЛ представления о том, как человек отражает действительность посредством органов чувств и сопряженных с ними анализаторов мозга.
Рассмотрим прежде всего формирование мозга, начиная с ранних стадий его развития. Можно предположить, что еще в утробе, проходя через все стадии своего развития и, соответственно, проживая во всех этих состояниях какое-то время, мозг приобретает навыки жизни во всех формах, через которые проходит. Соответственно, на каждом этапе добавляются новые внешние ощущения, на основании которых формируются новые слова внутреннего языка. К моменту рождения видимо уже существует определенный словарный запас, который с момента рождения активно пополняется. При этом новые понятия формируются на базе уже существующих, с одной стороны, дополняя и обогащая их, с другой стороны, образуя новые, когда человек сталкивается с новыми явлениями.
Базовые понятия, которые формируются до момента появления речи и которые видимо, присущи всем, так как являются результатом более или менее одинакового процесса развития, можно сопоставить с тем, что Юнг называл архетипом. Факт отсутствия или нечеткости ранних детских воспоминаний можно объяснить малым словарным запасом внутреннего языка на тот момент, когда эти воспоминания формировались и соответственно «непонятностью» нам сейчас, когда мы привыкли оперировать более широким спектром слов внутреннего языка. Можно предположить, что индивидуальность формирования базисного словарного запаса является причиной более удобного использования этого словарного запаса в тех или иных областях. Например, деление людей на «физиков» и «лириков» (как это называли в 60-е гг. прошлого века) может объясняться наличием более богатого и ассоциативно более связанного между собой словарного запаса либо в эмоциональной сфере у лириков, либо в абстрактно-логической у физиков. Тут хочется отметить, что описываемая картина подразумевает реализацию имеющейся начальной предрасположенности, то есть, если первичные понятия имели уклон в ту или иную сторону, то последующие будут формироваться с использованием их как описательных терминов, а значит, и вся последующая картина мира будет иметь соответствующую «окраску».
Очевидно, что разные словарные запасы с разными базовыми понятиями по-разному удобны для работы мозга в разных областях. Так можно предположить, что математические способности требуют более богатого и более ассоциативно связанного словарного запаса именно в абстрактно-логической сфере, причем желательно, чтобы этим процессам не мешала эмоциональная составляющая. Это хорошо согласуется с тем, что выдающиеся математические способности часто свойственны аутистам, у которых остальные сферы подавлены или, в терминах нашего повествования, плохо сформированы и слабо развиты.
Языковое отражение действительности, в том числе распознавание речи (декодирование), осуществляется в направлении от периферии нервной системы (т.е. от рецепторов органов чувств) к ее центральным отделам. В каждом анализаторе различают два рода нервных структур: структуры, проводящие комплексы раздражений отданного органа чувств к коре головного мозга, где осуществляется элементарный анализ и синтез их пространственно-временных параметров (сенсорные, т.е. воспринимающие, проекционные системы мозга), и структуры, осуществляющие анализ и синтез тех же комплексов раздражений в их знаковой отнесенности к предметной действительности (гностические, т.е. познающие, зоны коры). Третий «ярус» составляют наиболее сложные по анатомической структуре области языковой коры - зоны перекрытия отдельных анализаторов, где происходит интеграция (т.е. объединение) знаков, поступивших от разных анализаторов мозга, и в результате становятся возможными языковые обобщения. Когда мы смотрим на дерево, мы видим только одно, только это дерево, однако по цвету коры, по форме ветвей и листьев, по запаху и даже по месту произрастания мы делаем вывод о целом виде деревьев, что это береза и называем ее словом береза.
Порождение речи (кодирование), осуществляется в обратном порядке: от центра к периферии. Речевые программы, сформулированные в зонах перекрытия мозговых анализаторов, конкретизируются в гностико-праксических зонах и затем реализуются с помощью механизма проекционных двигательных систем, сопряженных с органами речи (например, таких как: гортань, голосовые связки, язык, губы и др.), а также систем реализации письменной речи (плечо, предплечье, запястье, фаланги пальцев). Сначала у нас мысленно возникает образ березы, причем мы имеем в виду любую березу, березу вообще и конкретную березку в частности. Затем идет передача импульса из головного мозга по нервам к органам, непосредственно выполняющим данную команду, сложная работа дыхательного аппарата для образования воздушной струи. И вот мы напрягаем голосовые связки, включаем в работу нёбную занавеску, стенки гортани, язык и губы, а также, при необходимости, и жесты рук и мимику лица и артикулируем, т.е. произносим слово береза.
Таким образом, каждый элемент процесса речевой коммуникации связан с нормальным функционированием либо с нарушением функционирования каждого из представленных «ярусов» коры головного мозга, ответственных за языковое поведение.
2. 1ааэ'мёб0абГау апёТТаббёу 31ё1ама1 мдаа
Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой функциональной асимметрии, т.е. в определенной специализации функций левого и правого полушарий.
При обработке информации одним полушарием другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается. Взаимодополняющий и одновременно синхронный режим полушарий создает условия для полноценной, гармоничной деятельности.
С известной долей условности функциональную активность полушарий для правшей можно подразделить так, как отражено в схеме «Межполушарная асимметрия головного мозга».
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ЛЕВОЕ ПРАВОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
Дискретное (по частям) Целостное
Аналитико-рассудочное Эмоционально-чувственное
Речи (смыслового аспекта) Музыки, а также шумов
Высоких звуков Низких звуков
ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Более медленная Более быстрая
В понятиях В образах
Словесно-знаково- Мгновенный, чувственный
логически последовательная анализ сложных сигналов,
интуитивная ориентация
ЭМОЦИИ
Волнение, чувства Страх, печаль, гнев, ярость
наслаждения, счастья и другие отрицательные эмоции
Преимущественно внутреннего Преимущественно внешнего
(импрессивного) плана (экспрессивного) плана
СОЗНАНИЕ
Центр сознания Центр подсознательных и
и контроля, управления бессознательных
произвольными психических
психическими процессами процессов
Чувство индивидуальности Чувство единения, общности,
осознания и выделения слитности с природой и
себя из окружающей среды («я») людьми («мы»)
МЫШЛЕНИЕ
Скорее эмоциональное Наглядно-образное, интуитивное, спонтанное |
Скорее рациональное
Абстрактно-логическое,
формальное,
программируемое
Индукция (выделение частного) Дедукция (образование общего)
Оперирование цифрами, Использование ощущений, догадок,
математич. формулами и др. предчувствий, наглядных
знаковыми системами примеров
На цифры, формулы, слова Произвольная |
ПАМЯТЬ
Зрительно-наглядная, образная, эмоциональная Непроизвольная
Вербальный, логический компонент |
ИНТЕЛЛЕКТ
Невербальный, интуитивный компонент
Большая двигательная активность Ориентация во времени Интровертированный (обращенный внутрь) характер общения |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Меньшая
двигательная активность Ориентация в пространстве Экстравертированный (обращенный наружу) характер общения
РЕЧЬ
Центр языка и речи, знаковых систем Смысловая сторона речи Чтение и счет, письмо, опора на согласные
Интонационная сторона речи
Мимика, жестикуляция при речи, опора на гласные
С позиций нейролингвистики ученых прежде всего интересует, как проявляется связь работы полушарий и языкового поведения. Так, левое полушарие ответственно за аналитико-рассудочное восприятие, словесно-знаково-логически последовательную переработку информации, памятью на знаковые системы (цифры, формулы, слова), за аналитическое, абстрактное мышление, за логико-грамматическую расчлененность и связность нашей речи, за ее форму и смысловую сторону, за абстрактную лексику. «Левополушарные» люди много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь их грамматически правильна
В противоположность левому правое полушарие теснее связано с эмоционально-чувственным восприятием, интуитивной ориентацией в окружающем мире, с наглядно-образным мышлением и памятью, а специально в области языка и речи - с интонационной стороной речи, с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. Речь «правополушарных» людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией и мимикой. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, «проглатывание» окончаний. В начале обучения чтению и письму они могут писать или читать «наоборот» (зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова. Им удобнее диктовать текст, чем писать, в то время как «левополушарным» легче писать, чем диктовать.
Поскольку будущим специалистам олигофренопедагогам, логопедам предстоит работать с детьми, то они должны учитывать своеобразие межполушарной асимметрии в ходе возрастного развития ребенка, поскольку оно сильно отличается от вышерассмотренной межполушарной асимметрии мозга взрослого человека (правши).
Очень важно отметить, что центр языка и речи находится только в левом полушарии.
Рис. 4. Центры кодирования и декодирования речи
Речь присуща исключительно человеку не только вследствие наличия у него интеллекта, но и потому, что в мозгу у него находятся два центра речи - зоны Брокб и Вйрнике.
Француз Поль Брока в 1861 году открыл в мозгу человека центр порождения речи, позднее названный его именем. Этот центр находится в задней части лобной доли левого полушария (у левшей - в правом). Люди, у которых поражен центр Брока, понимают речь, но с большим трудом могут организовывать слова во фразы.
Второй центр - восприятие речи - находится в височной доле левого полушария. Он был открыт немецким ученым Карлом Вер-нике в 1874 году. У больных с поражением центра Вернике в значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено восприятие чужой речи.
Оба речевых центра демонстрируют четкую локализацию, т.е. четкое ограничение местонахождения и места действия речевых механизмов. Порождение и восприятие речи разведены как два разных механизма, хотя в норме они взаимосвязаны.
А как же будет вести себя человек только с одним работающим (включенным) полушарием? Если «выключено» (из-за болезни) правое - человек постоянно шутит, смеется, полон оптимизма, многословен, даже болтлив. Но его речь тускла, бесцветна, лишена живых человеческих интонаций. При выключенном же левом полушарии всё воспринимается в мрачном свете, речь полностью отсутствует. Возможны только отдельные звуки. Правда, облегчается распознавание музыкальных сигналов.
3. Аёаи ба^аайб ГаоТёТаёё
Что такое языковая норма и норма речи? Что такое патология речи?
Языковая норма - совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.
Норма речи - совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом (например, правила произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики).
Патология речи (от греч. райюз - страдание, болезнь) - отклонение от речевой нормы. Спектр этих отклонений значительно широк. А. А. Леонтьев выделяет пять наиболее значительных видов речевых патологий:
1. Речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций. Примером могут являться нарушения речевой деятельности при прогрессивном параличе (одном из вариантов сифилитического психоза): затрудненная артикуляция, невнятность произношения. В развитой форме - неспособность понять переносные значения слов, интонационная размытость речи.
2. Речевые нарушения, коренящиеся в определенных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями. Типичный пример - различные виды афазий, о которых мы поговорим позже.