Интерес наших воспитанников к конструктивной деятельности становится все более устойчивым и глубоким. В созданных «фантазерами» конструкциях отражается широкий круг представлений об окружающем, полученных путем непосредственных наблюдений, после просмотра телепередач, кинофильмов, чтения книг, рассказов взрослых, сверстников.
Виды конструктивной деятельности «фантазеров» разнообразны. Здесь и конструирование по образцу (в роли которого все чаще выступают предложенные фотографии, рисунки), конструирование по условиям и по замыслу.
Наших воспитанников привлекает не только строительный, но и технический конструктор. Все чаще для воплощения своих замыслов они используют природный материал, картон, бумагу, поролон, дерево, подручный материал, проявляя при этом творческое воображение, наблюдательность, изобретательность, трудолюбие.
Задачи программы «Пралеска»:
♦ создавать благоприятные условия для дальнейшего развития детского конструирования, его различных видов;
|
|
♦ углублять интерес к конструированию;
♦ формировать конструктивные умения: умение конструировать по схеме, самим создавать схему будущей конструкции, развивать обобщенные способы конструирования;
♦ широко использовать конструирование для гармоничного и всестороннего развития детей, их взаимоотношений, подготовки к школе.
Как работаем с детьми
Воспитатель содействует расширению и углублению детской конструктивной деятельности, стремится к тому, чтобы она занимала все более значимое место в жизнедеятельности «фантазеров».
Обогащаем предметную среду — в ней дети находят и строительный, и технический конструкторы: в их наборы входят разнообразные детали (пластины разной толщины и длины, призмы, цилиндры, кирпичики, кубики и т. д.). В группе не только мелкий строительный материал, но и крупный конструктор. Он важен для овладения крупномасштабным конструированием, коллективной конструктивной деятельностью. В предметной среде ребенка есть: картон, бумага (различной фактуры, цвета), природный материал (каштаны, желуди, шишки и т. п.). Материалы и инструменты для работы по дереву, альбомы с фотоснимками (рисунками), открытки с изображениями памятников архитектуры, зданий, мостов сказочных городов; различных видов транспорта и т. п.
Продолжаем расширять и углублять представления детей об окружающей среде, а также о том, что создано руками людей; стремимся вызвать эмоциональное отношение к прекрасному в плодах человеческого труда, созданных людьми строениях, стремление отображать воспринятое в личной деятельности, желание творить.
|
|
Формируем умение рассматривать и анализировать реальные объекты, узоры, изображения на фотоснимках, рисунках, схемах (умение рассматривать объекты в целом, выделять их основные части, определять расположение, в том числе пространственное).
Учим выделять структуру объекта при обследовании, и выявлять ее зависимость от практического назначения.
Предоставим ребенку широкую возможность для самостоятельного обследования конструктивного материала (не исключено, что при этом в нем он выделит такие качества, на которые мы не обратили бы внимания, а прежде всего именно их ребенок захочет использовать в своей деятельности). Будем способствовать развитию поисковой деятельности, экспериментированию с конструктивным материалом.
Развиваем техническую наблюдательность детей. Вызываем и поддерживаем интерес к способам создания построек, обращаем внимание на их разнообразие.
Формируем сенсомоторику детей, знакомим их с новыми деталями конструктора. Учим ориентироваться в разных формах пластин (прямоугольные, овальные и др.), бруски, цилиндры, различных типах бумаги, подручном природном материале. Демонстрируем варианты их использования в конструктивной деятельности и стимулируем к употреблению в самостоятельном конструировании дошкольников.
Помогаем развитию детской конструктивной деятельности (ее планированию, определению контуров будущей постройки, самостоятельному подбору необходимого материала, замене одних деталей другими без нарушения целостности конструкции, созданию различных конструкций одного и того же объекта и т. д.).
Стимулируем детей к различным видам конструирования (по рисунку, фотоснимкам, схемам и др.) Широко используем конструирование по условиям (построить мост через широкую или узкую реку для пешеходов или машин; гаражи для определенного типа машин — легковых и грузовых).
Учим детей создавать постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям из разных видов конструкторов. Стимулируем к конструированию из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.
Важное место отводим конструированию по замыслу, стремимся развить «вкус» к нему, в том числе – к совместному коллективному конструированию.
Обратим внимание на формирование навыков общения, нравственных качеств детей. Будем учить их согласовывать планы и действия, стимулировать проявление инициативы в конструктивной деятельности, взаимопомощи, готовности порадоваться успеху товарища.
Продолжим обучение детей созданию игрушек, других изделий из бумаги, природного материала. Пусть они используют их в игре, в повседневной жизни, порадуют ими своих родителей, младших братиков и сестричек...
Организуем обсуждение детских работ, учим опираться при анализе на существенные, значимые критерии. Стремимся, чтобы наша педагогическая оценка была не только ориентирующей, но и стимулирующей, вызывала у воспитанников желание достичь более высоких результатов в конструировании.
Используем конструирование и для углубления знаний воспитателя о конкретном ребенке (интересах, способностях, развитии сенсорики, мышлении, воображении), группе, взаимоотношениях в ней.
Особое внимание уделим детям с задатками к конструированию; поможем развить их (умения легко устанавливать пространственное расположение между элементами предмета и подчинить их определенной логике, быстро выделять опорные детали, узлы конструкций, способность внести элемент новизны в решение конструктивно-технической задачи, пространственное воображение, практическую направленность ума, рациональный подход к решению задачи и др.).
Создадим благоприятные условия для самоутверждения детей при помощи конструктивной деятельности, оптимизации межличностных отношений в детской группе.
|
|
Какими стали наши воспитанники
Дети к концу старшего дошкольного возраста (5 - 6-7 лет):
• проявляют интерес к конструктивной деятельности.
• накоплен опыт конструирования из разного материала (строительного, природного, бумаги).
• умеют конструировать по образцам;
• конструируют по предложенной схеме;
• создают постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям.
• проявляют желание и могут создать конструкцию по своему замыслу, проявляют творчество в конструктивной деятельности.
• владеют рядом обобщенных конструктивных умений.
• конструирование, успехи в нем важны для самоутверждения ребенка, его «Я-концепции» (системы осознаваемых и неосознаваемых представлений о себе, на основе которых личность стоит своё поведение: Я – нравлюсь, Я - способен, Я – нужен.)