Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений.
Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему (т. е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее, значительные части, связанные между собой.
Единицами связной рели можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет и т. п., а в условиях школы — развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение и т. п.
В методике начальной школы приняты следующие виды упражнений в связной речи:
- развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);
- различные, текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся (устные или письменные) в основном отвечают указанным выше требованиям",
|
|
- записи по наблюдениям (если они не единичны, а ведутся систематически)- ведение дневников, природы и погоды;
- устный пересказа прочитанного в его различных вариантах;
- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану или сюжету и г. п.;
- рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстом по памяти;
- импровизация сказок (обычно устно), начатки литературно-художественного творчества — сочинение стихов, небольших рассказов;
- письменные изложения образцовых текстов (художественных,
- публицистических, научно-популярных);
- перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.) как устно, так и письменно;
- различные виды драматизации, устное (словесного) рисования, иллюстрирование прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов;
- письменные сочинения разнообразных типов;
- отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах,