Методика работы над развитием связной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему (т. е. представляет еди­ное целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее, значительные части, связанные между собой.

Единицами связной рели можно считать рассказ, статью, ро­ман, монографию, доклад, отчет и т. п., а в условиях школы — развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение и т. п.

В методике начальной школы приняты следующие виды упражнений в связной речи:

- развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе бе­седы);

- различные, текстовые упражнения, связанные с анализом про­читанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказыва­ния учащихся (устные или письменные) в основном отвечают указан­ным выше требованиям",

- записи по наблюдениям (если они не единичны, а ведутся систематически)- ведение дневников, природы и погоды;

- устный пересказа прочитанного в его различных вариантах;

- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану или сюжету и г. п.;

- рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстом по памяти;

- импровизация сказок (обычно устно), начатки литературно-художественного творчества — сочинение стихов, небольших рас­сказов;

- письменные изложения образцовых текстов (художественных,

- публицистических, научно-популярных);

- перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсцени­рование рассказов и пр.) как устно, так и письменно;

- различные виды драматизации, устное (словесного) рисования, иллюстрирование прочитанных рассказов, воображаемая экраниза­ция прочитанных произведений или собственных рассказов;

- письменные сочинения разнообразных типов;

- отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: