Язык – развивающая система навыков, которая служит для формирования выражения представления человеком об окружающем мире, а также для цели коммуникации.
Речь – одно из средств общения с помощью языка.
Мышление – процесс опосредованного отражения жизни с помощью языка.
Виды речи:
Внешняя –речь, обличенная в звуки или в граф. знаки,обращённая к другимМонологДиалог
Внутренняя – непроизнесённая и не написанная,«мысленная» речь,обращена к самому себе
- Устная – звуковая, характеризуется опред. инф. средствами (темп речи, повышение и понижение голоса, паузы…). Письменная.
Основные направления по развитию речи младших школьников: Для того, чтобы речь была осмысленной необходимо: -Расширять кругозор людей
-Ознакомиться с системой языка -Научить отбирать содержание в соответствии с замыслом -Научить правильно воспринимать высказывание
Система работы:
- Произносительный уровень. Эта работа предусматривает формирование навыков правильного произношения слов, постановку дикции, формирование интонационных умений
|
|
- Словарно-лексичесая работа. Работа над количественной стороной словаря, обогащение словаря
Условия систематичности в развитии речи
-Последовательность упражнений (и понимание конкретной, узкой цели каждого типа упражнений)
Требования к речи учащихся:
- Содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях. Жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радиопередач. Учитываются возрастные возможности и интересы мл. школьников
- Логика – определяется хорошим знанием предмета. Требования: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания
- Точность предполагает: умение говорящего или пишущего не просто передать факты наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому
- Богатство языковых средств, их разнообразие. Умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание.
- Ясность речи, т. е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания. От условий обмена информацией
- Выразительность – речь яркая, красивая и убедительная, отсутствие слов «паразитов», просторечных слов
- Правильность – соответствие литературной норме. Различают правильность Грамматич(образование морфологических форм, построение). Орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – произносительную, орфоэпическую.