Методические приемы, используемые в собственном конструкторе уроков.
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»
Бернард Шоу
Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура «входа в урок» - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
Разминку можно проводить по разному:
· Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.
· Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства)
· Что пропущено – логическая цепочка (береза/ растение = волк/ …….)
· Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Да-нетка»
Или Универсальная игра для всех.
Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.
|
|
«Да-нетка» учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
-слушать и слышать соучастников.
Например, на уроке ««Планета Земля» загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:
1. Это планета земной группы? - нет;
2. Это планета – гигант? – да;
3. Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
4. Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…
Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
3. Удивляй! Отсроченная отгадка
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени, добиться этого помогает следующий прием. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Например, на уроке «Три состояния воды» легко заставить ребят удивляться.
«Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств».