Цель: знакомство с мировоззренческими установками членов студенческой группы.
Психологический смысл: выявление и корректировка сложившихся ценностей и стереотипов в данной группе.
Ресурсы: три листка бумаги (для зон), помещение, где участники могли бы свободно двигаться.
Время: 15-20 минут.
Ход упражнения: ведущий сообщает участникам о пространственном делении комнаты на три части: Зона «ДА», зона «НЕТ» и зона «НЕ ЗНАЮ». Ведущий зачитывает заранее подготовленные утверждения. Участникам дается 30 секунд для обдумывания и выбора с ответа. После определения с ответом участникам необходимо перейти либо в зону согласия – «ДА», либо в зону несогласия – «НЕТ», либо в зону сомнения – «НЕ ЗНАЮ». (Заранее следует сделать таблички-указатели для каждой зоны или обозначить их в пространстве визуально). Далее ведущий поочередно обращается с вопросами к представителям разных позиций о причинах выбора той или иной точки зрения, просит аргументировать (по собственному усмотрению). Важно выслушать всех участников дискуссии. В начале упражнения участникам следует сообщить, что в случае появления сомнений или изменения мнения по конкретной проблеме они могут в любой момент перейти в зону, которая соответствует их выбору. В результате, каждый высказывается, делится сомнениями и визуализирует посредством перехода в разные зоны динамику собственной позиции.
Рекомендации ведущему:
1) Заранее подготовить утверждения, ориентируясь на внутригрупповые интересы и актуальные проблемы современности. Желательно чередовать серьезные утверждения с менее серьезными и менее значительными.
2) Не защищать и не оправдывать ни одну из позиций, но задавать вопросы, ставящие ее под сомнение. Обязательна рефлексия по поводу изменившихся взглядов.
Примеры утверждений:
· Студенческая дружба самая прочная.
После того как студенты ответили необходимо задать уточняющие и наводящие вопросы:
«ДА»: «Почему существует такое мнение? Чем отличается студенческая дружба от школьной? Чем характеризуется студенческая дружба? Для чего вообще нужна студенческая дружба?» и т.п.
«НЕТ»: «Почему вы не согласны? Какие аргументы можете привести в пользу вашего мнения? А какая дружба самая прочная? Что дает человеку дружба?» из т.п. Задавать вопросы, уточняющие отношение студентов к данному утверждению, например, о взаимопомощи.
«НЕ ЗНАЮ»: «Почему? Какие сомнения возникают? Какая дружба самая прочная, на ваш взгляд?»
· От сессии до сессии живут студенты весело.
Вопросы:
«ДА»: «Почему существует такое мнение? А чем занимаются студенты вне сессии? Почему студентам тяжело в период сессии?» и т.п.
«НЕТ»: «Почему вы не согласны? А приведите аргументы. Если не так, то как должна проходить студенческая жизнь? Приведите примеры. Может ли студент «весело» жить и академически успевать? Если да, то в каких случаях?»
«НЕ ЗНАЮ»: «Почему? Какие сомнения возникают? Как вы можете охарактеризовать свою дальнейшую студенческую жизнь?»
· Судьбу изменить невозможно
Вопросы:
«ДА»: «Почему существует такое мнение? Что такое судьба?»
«НЕТ»: «Почему вы не согласны? Что от вас зависит? Как вы можете повлиять на судьбу?»
«НЕ ЗНАЮ»: «Почему? Какие сомнения возникают?»
· «Пофигистский» способ обучения в ВУЗе является эффективным
Вопросы:
«ДА»: «Почему существует такое мнение? Как студенту академически успевать?»
«НЕТ»: «Почему вы не согласны? Какие способы существуют ещё? Какой способ самый эффективный?»
«НЕ ЗНАЮ»: «Почему? Какие сомнения возникают? Какой способ используете в обучении вы?»
· Первый экзамен это легко
Вопросы:
«ДА»: «Почему вы так думаете? От чего это зависит? Приведите примеры: зависит сдача вашего первого экзамена от вас, от преподавателя или от ситуации?».
«НЕТ»: «Почему вы не согласны? Что самое сложное в первом экзамене? Что может помочь студенту, чтобы облегчить его испытания?».
«НЕ ЗНАЮ»: «Почему, какие сомнения возникают? Вспомните, какие ощущения вы испытывали, когда сдавали экзамены в школе – это было сложно или нет?».