Безусловно, тандем Пол Маккартни — Джон Леннон — самый успешный авторский коллективв истории поп-музыки. Однако начинался их плодотворный творческий путь в абсолютно бесперспективной любительской скифл-группе. Скоро они поняли, что невозможно достичь популярности Литтла Ричарда, Элвиса, Бадди Холли и Гина Винсента без полноты звука и мощи барабанов. Так что они отказались от своих акустических инструментов и вместе с друзьями Джорджем Харрисоном, Стюартом Сатклифом и Питом Бес-том (которого вскоре заменил Ринго Стар) сформировали рок-группу, или бит-комбо[27], как тогда назывались подобные коллективы. Получая разовые ангажементы, группа прославилась в Ливерпуле довольно быстро.
Сатклиф, молодой, но очень талантливый художник, снабжал их новыми инструментами, продавая свои картины, а его немецкая подруга, Аст-рид Кирхер, придумала образ будущих битлов, который в дальнейшем стал определять тенденции в развитии моды первой половины свинговых 60-х.
В 1960 году группа отправилась в Гамбург, где подрядилась играть в районе красных фонарей по три концерта за ночь перед толпами хулиганов и пьяниц, совершенно равнодушных к музыке. Там они приобрели бесценный опыт и в июне 1961 года вернулись в Ливерпуль закаленными профессионалами со своим уникальным звуком и с твердым намерением создавать свою музыку.
|
|
К сожалению, в Гамбурге они оставили Саткли-фа. Он решил поселиться вместе с Астрид в Германии, передав партию бас-гитары Маккартни.
После знаменитого провала при прослушивании на фирме «Decca» из-за того, что специалист по «отбору талантов» для фирмы полагал гитарные группы сходившим со сцены не ходким товаром, они в 1962 году заключили договор с «ЕМ1», где и записали первую серию хитов из 12 синглов и девять альбомов (куда не вошли музыка к кинофильмам и компиляции). Их небывалый успех, беспрецедентный для поп-музыки, навсегда связан с этой фирмой. К несчастью, Стюарт Сатклиф не дожил до того дня, когда его друзья обрели известность. Он умер в 1962 году на руках у Астрид от кровоизлияния в мозг в возрасте 21 года.
За восемь лет до своего скандального распада Beatlesстали музыкальным и культурным явлением, уступая по уровню продаж только Элвису. По воздействию же на общественное сознание были недосягаемы. С каждым новым синглом они превосходили себя как коммерчески, так и творчески. На пике битломании (1963—1965 годы) они регулярно возглавляли и американские, и британские хит-парады, каждый раз «выбивая» оттуда свой старый хит. И с каждым новым альбомом они обнаруживали новую грань своего творчества, достигали новой выразительности и удивляли широтой своего творческого воображения. Удивляли они и себя, и своих поклонников, которые постигали высоты гармонии вместе со своими кумирами.
|
|
Отчасти причина их стремительного взлета и необычайной популярности заключалась в том, что они относились к себе без должной серьезности. «Серьезные» музыкальные критики размышляли в лондонской «Тайме» и американских газетах о сложности их композиций, литературоведы исследовали их стихи на наличие подтекста наравне с большими поэтами, но на Леннона и Маккартни высоколобые критики и их мудрые опусы не производили впечатления, скорее их смущала вся эта суета. Легко и непринужденно они «выдавали» новые песни, которые сразу же становились классическими, несмотря на то, что ни Леннон, ни Маккартни не знали нотной грамоты. Контраст между едким остроумием Леннона и лиричностью Маккартни сделал их творчество уникальным.
Оглядываясь назад, можно сказать, что своим успехом самобытная группа Beatles, бросившая вызов царившему в эстраде того времени подражательству, обязана определенному сочетанию факторов. Среди них — врожденный талант Леннона и Маккартни создавать обманчиво простые, но удивительно легко запоминающиеся песни — способность, которая не покидала их до 1970 года, пока они не пошли каждый своим путем. Другим фактором было их стремление превзойти друг друга, что создавало в группе здоровую конкуренцию.
Их песни мгновенно становились стандартами поп-музыки и исполнялись другими музыкантамиво всех мыслимых и немыслимых стилях, включая симфонические версии. Более 1000 исполнителей-профессионалов записали их всемирно известный хит «Yesterday», что в 1995 году подняло цену за права на публикацию каталога «TheBeatles» до 600 миллионов долларов.
Добавлю также, что они были потрясающе естественны. Это качество привлекало внимание людей, далеких от мира поп-музыки. Причем для создания благоприятного впечатления ничего не придумывалось специально. Их песни, имидж и юмор были столь же присущи им, как и неистребимый ливерпульский акцент. Они были обречены на любовь.