Государственное регулирование рынка транспортных услуг

Тема 1.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

1. СУЩНОСТЬ, ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т. д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.

В основе управления бизнесом за рубежом лежит доктрина «невмешательства», своими корнями уходящая в ранний капитализм 18 века. Она предусматривает, что государство не должно вмешиваться в деятельность частных лиц, занимающихся предпринимательством. Вместе с тем практика показала, что в действительности эта доктрина в меньшей степени применима к транспорту, чем к другим видам деятельности.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в интересах общественной безопасности (дорожного движения и экологической).

2. Во многих случаях транспорт является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий фактор его развития.

3. Чаще всего транспорт сильно подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной платы работающих в отрасли.

4. Социальные затраты транспорта очень велики, в связи с этим их необходимо учитывать и перераспределять. Автомобильный транспорт не может существовать без таких элементов, как автомобильные дороги, стоянки и т. п. Это обусловливает дополнительное финансирование.

5. Транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость государственных соглашений.

6. Транспорт вместе с системой материально-технического снабжения и связью является частью инфраструктуры национальной экономики и одновременно стимулятором ее развития.

7. Транспорт, в связи с высоким коэффициентом перевозимости производимых товаров, является отраслью, прогрессивно стимулирующей инфляционные процессы. В связи с этим, в условиях нестабильной экономической обстановки необходим контроль за уровнем тарифов.

8. Транспорт является центральным звеном при ликвидации чрезвычайных ситуаций и играет важную роль в обеспечении обороноспособности страны.

Классификацию и характер методов регулирования транспортной деятельности можно представить схематично в виде рис.

Как видно из рисунка, методы регулирования транспортной деятельности укрупненно можно подразделить на:

- нормативно-правовые;

- экономические;

- синтетические.

.

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг. В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т. д.

Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и пр,

Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотранспортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ).

Сначала на органы РТИ были возложены обязанности:

1. проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг,

2. контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями;

3. осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг:

- ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;

- определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;

- применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.

По мере развития рыночной экономики в РФ и устранения причин, тормозящих развитие системы государственного регулирования, функции и задачи РТИ значительно расширятся.

Для реализации возложенных на РТИ функций предполагается, что отделения транспортной инспекции предоставляют:

Автотранспортным предприятиям:

- защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензий;

- защиту от недобросовестной конкуренции, т.е. пресечение попыток конкурентов получить преимущество на рынке за счет нарушения установленных правил обслуживания;

- рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между транспортниками и клиентурой, а также между различными транспортными предприятиями;

- информацию транспортным предприятиям о наличии групп клиентуры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избыточные провозные возможности данного предприятия;

- возможность получения официального разрешения на применение повышенных тарифов в тех случаях, когда это объективно соответствует условиям выполнения перевозок и предусмотрено действующими правилами;

- обоснование, подготовку и проведение (совместно с органами власти и вышестоящими органами управления транспортом) мер по экономической, материально-технической и социальной поддержке транспортных предприятий, выполняющих важные социально-экономические функции в данном регионе.

Клиентам А ТП:

- гарантии достаточной квалификации транспортников;

- обеспечение (совместно с другими органами технического и административного контроля) безопасности и экологической чистоты транспортного процесса;

- подготовку и реализацию (совместно с региональными органами власти) мер для привлечения транспортных предприятий в те сектора рынка, где транспортное обслуживание недостаточно;

- контроль тарифной дисциплины. Запрет применения предприятиями неоправданно высоких тарифов или использования прейскурантов, не разрешенных для данного транспорта или региона;

- применение в отношении транспортников санкций за отказ в обслуживании невыгодных клиентов или за другие нарушения правил обслуживания, установленных для данного транспортного предприятия;

- выполнение "квазиарбитражиых" функций, то есть рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих между клиентурой и транспортными предприятиями.

Местным органам власти:

- оперативные сведения о решениях Министерства транспорта Российской Федерации, касающихся формирования транспортной политики на местах;

- объективную информацию о состоянии транспортного обслуживания на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка;

- конкретные предложения по изменению условий работы транспортных предприятий и рациональному использованию местного бюджета для улучшения транспортного обслуживания;

- подготовку и совместное обоснование ходатайств в федеральные органы власти о материально-техническом обеспечении решения острых проблем транспортного обслуживания региона;

- прямое управление работой транспортных предприятий (за счет применения дополнительных лицензионных требований) в целях обеспечения обслуживания "невыгодных" для транспортников секторов рынка и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- контроль состояния экологической чистоты и безопасности транспортной системы региона.

Министерству транспорта Российской Федерации:

- достоверную общую информацию о состоянии транспортного обслуживания в регионах;

- возможность непосредственного проведения транспортной политики в регионах республики, а также контроля и анализа эффективности предпринимаемых мер в области регулирования работы транспорта;

- получение опережающей информации о неблагополучии в отдельных секторах рынка и необходимости принятия конкретных мер;

- сведения о практическом опыте транспортного регулирования на местах и о наиболее эффективных методах, применяемых, найденных в отдельных регионах - конкретные предложения по совершенствованию действующего лицензирования предприятий, тарифной системы, разделения транспортного рынка на сектора;

- информацию об актуальности и "работоспособности" действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области транспорта и предложения по их совершенствованию.

Необходим определенный период становления, накопления опыта, а также подкрепления всех перечисленных функций РТИ соответствующими административными и правовыми актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: