Причины конфликтных ситуаций классифицируются в менеджменте на внешние, внутренние, функциональные, вытекающие из неправильной критики во время споров и дискуссий, и как последст вия ошибок менеджера в межличностном общении.
Внешние причины имеют источник за пределами системы, в которую включены участники конфликта.
• недостатки социально-экономического и бытового характера
• нечеткие указания руководителя, неритмичность получения информации
• ослабление контроля исполнения (в первый раз прощают, а во второй, неожиданно наказывают);
• новости дня (всевозможные споры и эмоциональная форма их развития);
• плохая организация выдачи заработной платы и др.
Внутренние причины вытекают из особенностей межличностных отношений их участников:
• внутригрупповая несовместимость в виде антипатии, отчужденности и т.п.;
• ослабление взаимного контроля внутри группы,
• личные особенности членов группы
Функциональные причины связаны с разным подходом к решению задач управления:
|
|
• распределение ограниченных ресурсов, когда всем дать нельзя и надо выбрать одного получателя;
• взаимозависимость задач, т.е. наличие последовательности операций, которую нельзя нарушить;
• различие в целях деятельности формальных групп;
• различие в ценностных ориентациях;
• неудовлетворительные коммуникации.
Причины, вытекающие из неправильной критики, связаны с неправильным поведением участников споров и дискуссий:
• излишняя эмоциональность выступления в целях усиления конструктивности предложений, что часто вызывает у людей бессознательное сопротивление даже во вред себе;
• критика оппонента с целью показать свою эрудицию;
• критика с целью под благовидным предлогом свести личные счеты с оппонентом;
• критические выступления с целью повышения или сохранения своего статуса в рабочей группе;
• критика оппонентов для перестраховки
• критика с целью эмоциональной разрядки.
Основными причинами конфликта, вытекающими из ошибок ме неджера в межличностном общении, являются:
• резонерство, когда менеджер не знает, как решить проблему, и выходит из положения с помощью звучных фраз морализирования (... мы должны отдать все силы для решения этого вопроса... и т.п.);
• повышенный уровень притязаний менеджера
• скептицизм как нежелание менеджера принимать чужие идеи
• заострение внимания на мелочах
• отказ от серьезной аргументации
• натиск
Практический менеджер должен четко знать все причины конфликтных ситуаций и стараться избегать их проявлений в своей деятельности.