Специальность 2 – 53 01 05
Дисциплина Наладка и эксплуатация
электроприводов
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УР
_________ В.А.Бансюкова
_______________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Разработал преподаватель
Каштанов А.А.
Обсуждено и одобрено
на заседании цикловой комиссии
электротехнических дисциплин
Содержание
Общие требования к выполнению курсового проекта 4
Критерии оценки выполнения и защиты курсового проекта 6
Введение 8
1 Разработка функциональной схемы 9
2 Разработка структурной схемы 9
3 Расчет параметров неизменяемой части структурной схемы 10
3.1 Расчет параметров электродвигателя 10
3.2 Расчет постоянных времени 13
4 Расчет параметров регуляторов и цепей коррекции 14
4.1 Расчет параметров обратной связи по току 14
4.2 Расчет параметров обратной связи по скорости 15
4.3 Расчет параметров регулятора тока 16
|
|
4.4 Расчет параметров регулятора скорости 17
5 Расчет статических характеристик электропривода (ЭП) 21
6 Исследование динамических характеристик ЭП 23
7 Разработка схемы электрической принципиальной ЭП 24
7.1 Расчет и выбор трансформатора (анодного реактора) 24
7.2 Расчет и выбор тиристоров 26
7.3 Расчет и выбор элементов защиты 27
7.4 Выбор элементов схемы управления 28
8 Разработка алгоритма наладки и расчет показателей 29
надежности ЭП
8.1 Мероприятия по наладке ЭП (разработка алгоритма) 29
8.2 Расчет показателей надежности 30
9 Общие направления развития энергосберегающих технологий 31
9.1 Способы снижения потерь электроэнергии 31
9.2 Способы и средства энергосбережения в электроприводах 32
Заключение 35
Список использованных источников 35 Приложение А Расчетные коэффициенты 36
Приложение В Интенсивность отказа 37
Приложение Б Перечень элементов 38
Приложение Г Варианты задания на курсовое проектирование 39
Общие требования к выполнению курсового проекта
Целью курсового проектирования по дисциплине «Наладка и эксплуатация электроприводов» является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, приобретение опыта применения этих знаний при решении конкретных технических задач, развитие навыков самостоятельной работы по проектированию и расчету современных систем автоматического управления, изучение литературы, совершенствование навыков графического оформления результатов проектирования. Курсовое проектирование является завершающим этапом изучения курса дисциплины «Наладка и эксплуатация электроприводов»
|
|
Темой курсового проекта (КП) является «Проектирование системы стабилизации скорости электропривода». Варианты заданий составляются, исходя из:
- реакции системы электропривода (ЭП) на возмущающее воздействие;
- вида преобразователя электрической энергии;
- тина электродвигателя.
Задание на курсовой проект разрабатывается руководителем курсового проекта и утверждается председателем цикловой комиссии. В задании указывается фамилия и инициалы учащегося, и номер группы. Задание включает тему проекта, исходные данные, содержание расчётно-пояснительной записки, перечень графического материала сроки выдачи и окончания проекта.
При выполнении курсового проекта учащийся должен решить следующие основные задачи:
- ознакомиться с заданием, разработать функциональную схему системы регулирования, выполнить краткое описание ее работы на уровне основных функциональных узлов;
- произвести разработку структурной схемы ЭП и дать краткое описание передаточных функций основных функциональных узлов ЭП;
- произвести расчет постоянных времени и коэффициентов передачи звеньев неизменяемой части структурной схемы;
- рассчитать параметры цепей коррекции и регуляторов, согласно выбранному типу;
- на основании функциональной и структурной схемы произвести разработку электрической принципиальной схемы ЭП, выполнить расчет и выбор ее элементов;
- построить статические и динамические характеристики ЭП и дать их качественную оценку;
- разработать методику наладки проектируемой системы ЭП и выполнить расчет основных показателей надежности методом среднегрупповых интенсивностей отказа;
- произвести анализ выполненной работы по проектированию системы стабилизации скорости ЭП.
Курсовой проект состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части. Расчетно-пояснительная записка выполняется на листах белой бумаги формата А4 с рамкой и с основной подписью в соответствии с ГОСТ 2.104-68 «Основные надписи».
Расчетно-пояснительная записка включает:
- титульный лист;
- задание на курсовое проектирование;
- содержание;
- введение;
- основную текстовую часть, согласно заданию;
- заключение;
- литературу;
- приложение.
Пояснительная записка должна быть написана грамотно, техническим языком, текст должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований. Не допускается применять обороты разговорной речи, произвольные словообразования, сокращения слов, техницизмы.
Расчеты и данные к ним должны сопровождаться краткими пояснениями, формулы и другие справочные данные иметь ссылки на источник и полную экспликацию (пояснение символов). При оформлении расчетов формулы приводятся сначала в буквенном выражении, а затем - в цифровом, результаты вычислений указываются с размерностями полученных величин.
Графическая часть должны быть выполнена в соответствии с требованиями действующих стандартов единой системы конструкторской документации (ЕСКД), на белой чертежной бумаге формата Al. Графический материал на формате Al размещается следующим образом:
- электропривод. Схема функциональная (формат А2);
- электропривод. Схема структурная (формат А2);
- электропривод. Схема электрическая принципиальная (формат А2).
До защиты курсового проекта графический материал храниться в рулоне. После защиты формат А1складывается по формату А4 и помещается в папку с пояснительной запиской после приложения.
Общие требования к выполнению, правила выполнения всех видов электрических схем регламентируются ГОСТ 2.702-75 “Правила выполнения электрических схем”. Следует добиваться наименьшего числа изломов и пересечений линий связи, сохраняя между параллельными линиями расстояние не менее 3 мм.
|
|
Завершенный и правильно оформленный курсовой проект предоставляется на проверку руководителю. После получения рецензии руководителя и устранения допущенных ошибок (если они выявлены), учащийся допускается к защите курсового проекта. Сроки защиты устанавливаются руководителем курсового проекта. Оценка за курсовой проект учитывается при выставлении итоговой оценки по дисциплине «Наладка и эксплуатация электроприводов» и заносится в приложение к диплому.
Критерии оценки выполнения и защиты курсового проекта
При оценивании результатов курсового проектирования учитываются следующие моменты:
- своевременность выполнения разделов курсового проекта, согласно календарному графику (30 часов аудиторных занятий) и методическим рекомендациям по курсовому проектированию;
- текущие оценки по курсовому проектированию (правильность и самостоятельность разработок);
- соблюдение требований стандартов ЕСКД и другой нормативно - технической документации при оформлении пояснительной записки и графической части курсового проекта;
- качество выполнения графической части курсового проекта;
- дополнительные творческие разработки, не предусмотренные содержанием курсового проекта (например, проектирование системы импульсно-фазового управления системой ЭП);
- доклад учащегося о выполненной работе при защите курсового проекта (умение представить выполненную разработку, владение техническим языком при обосновании принятых решений);
умение приводить аргументированные ответы на вопросы по теме курсового проекта при защите.
Оценка по курсовому проектированию выставляется, согласно таблице критериев оценивания результатов.
Таблица 4 – Критерии оценивания результатов курсового проектирования
Оценка | Критерии |
КП выполнен с некоторыми существенными ошибками, устраненными с помощью руководителя КП. Допущено незначительное отставание от графика выполнения КП. Недостаточно качественное выполнение КП с соблюдением требований стандартов. Доклад и защита КП отражают общее представление учащегося о задачах проектирования. | |
КП выполнен с некоторыми существенными ошибками, самостоятельно устраненными после получения рецензии руководителя КП. Недостаточно качественное выполнение КП с соблюдением требований стандартов. Доклад и защита КП происходят с помощью наводящих вопросов руководителя и отражают понимание учащимся задач проектирования. | |
КП выполнен с несущественными ошибками, самостоятельно устраненными после получения рецензии руководителя КП. Своевременное и качественное выполнение КП с соблюдением требований стандартов. Доклад и защита КП отражают понимание учащимся задач проектирования. |
Продолжение таблицы 4
|
|
Самостоятельное и безошибочное выполнение КП с небольшими недочетами. Своевременное и качественное выполнение КП с соблюдением требований стандартов. В докладе и при защите КП учащийся использует полученные им ранее теоретические знания. | |
Самостоятельное и безошибочное выполнение КП. Своевременное (или досрочное) и качественное выполнение КП с соблюдением требований стандартов. Грамотное представление и защита КП. Обоснованные ответы с выводами на вопросы по теме КП. | |
Самостоятельное и безошибочное выполнение КП. Своевременное (или досрочное) и качественное выполнение КП с соблюдением требований стандартов. Свободное владение техническим языком при представлении и защите КП. Грамотные ответы на вопросы по теме КП. | |
Самостоятельное и безошибочное выполнение КП с элементами творчества. Своевременное (или досрочное) и качественное выполнение КП с соблюдением требований стандартов. Свободное владение техническим языком при представлении и защите КП. Грамотные ответы на вопросы по теме КП с использованием знаний из дополнительных литературных и других источников. |
На основании критериев оценивания результатов курсового проектирования выделены четыре уровня, характеризующих выполнение поставленных задач:
- уровень представления (оценка «4»);
- уровень понимания (оценки «5», «6»);
- уровень применения (оценки «7», «8», «9»);
- уровень творчества (оценка «10»).