Дошк возр (от 3;0 до 7;0)

У дошков происх отдел-е речи от непоср-ного практич опыта и приобр-е ею нов ф-й в деят-ти. Центральн особ-ть дошк возра – возник-е регулирующ, планирующ ф-и речи. Речь, предшеств действию и орг-щая его, склад-тся м-у 4 и 5 гг.

Р.Е. Левина показ измен-е роли реч высказ-й по отнош-ю к действию: снач эт резюмирующ, констатирующ речь по поводу соверш-го уже действия, -> она приним ф-ю планир-я действия, причем 1м этапом планир-я действия оказ-ся планир-е для др (когда реб-к обращ-ся к взрос и наз-ет ему свое предстоящ действие), а след – планир-е для себя (реч овлад-е собств повед-ем). Поздн обращ-е к внеш сторе речи стан-ся излишн, и планир-е стан-ся внутриреч.

По сути дела, речь «для себя» такж выполн-т коммуникативн назнач-е, т к планир-е своего повед-я, реш-е мыслит-ных зач - все эт Мы деят-ти общ-я. Поэт Л.С. Выготский назыв эгоцентрич и коммуникативн речь одинак соц-ми, но разнонаправ-ми. Анализ эгоцентрич речи позв вскрыть общ особ-ти генезиса реч ф-й. Прежде всего, она воспроизв общ путь разв-я реч ф-й: возникая в совместн деят-ти со взрос, они обращ-ся на собств повед-е, -> интериориз-ся, т. е. превращ-ся во внутр прием или внутр речь, кот играет центральн роль в соЗ того смысло плана чела, кот опред структу его повед-я.

Анализ эгоцентрич речи пролив такж свет на взаимоотнош-е генезиса ф-й и ф-м речи: по мере нараст-я функциональн особ-тей речи мен-ся и ее внеш хар-ка. «Чем > эгоцентрич речь выр-на как таковая в своем функциональн знач-и, тем ярче проступ особ-ти ее синтаксиса в смысле упрощен-ти его и предикатив- 63_3) ти». Эгоцентрич речь переходная: по ф-ме она ещ внешн, но по ф-и уже внутр.

Ролевая игра, треб-я согласованного выполн-я правил, способств стан-ю планирующ ф-и речи. В ролевой игре возник и нов ф-мы: речь, инструктирующ участников игры, и речь, повеств-я взрос о впечатл-ях, получ вне контакта с ним. Нов ф-мы выз-ют к жизни монологич речь. Иначе говоря, в ходе детск разв-я возник потреб-ть в речи, кот понятна из сам контекста (без учета ситуации), т. е. контекстн речи.

Наряду с эт совершенств-ся и диалогич, ситуативн речь. К концу дошк детства эт ф-мы сосущ-ют и употреб-ся в разн усл-ях общ-я.

Дошки способны к дифф-ному отбору ф-м (язых ср-в высказ-я) в зав-ти от ситуации и участников общ-я.

Различ-е реб-ком др участников общ-я нач-ся с 1х дней жизни (младенец по-разн реагир на лица и голоса разн взрос). В Т дошк детства дифф-я уч-ков общ-я облек-ся в конкретн язые ф-мы: реб-к строит свою речь то как ситуативн, то как контекстн в зав-ти от усл-й общ-я, опускает известн ему предлоги в усл-ях, где е возм-ть обознач-я эт отнош-я непоср-ной ситуацией, варьир-т свою речь в ролевой игре в зав-ти от адресования ее разн слушателям и т. д. Дифф-я ф-м речи в зав-ти от усл-й общ-я означ стан-е и укреп-е реч ф-ии возд-я и регуляции деят-ти др людей.

В дошк возре в1е возник попытки осоЗ язые обобщ-я, леж-е в осне отдельн ф-м высказ-я, происх осоЗ словесн состава речи. Эмпирич язе обобщ-я дошка в опред усл-ях деят-ти м б переведены на ур-нь осоЗ, что яв-ся Пч осной гот-ти дошка к усв-ю грамматики и Пч предпосылкой возм-ти переноса обуч-я грамоте в дошк возр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: