Языковая личность (ЯЛ)

ЯЛ – человек говорящий.

Производное от термина «личность» вообще. Личность – это то, что в данный момент представляет собой индивид (по такому подходу ребенок – тоже личность). Личность – социальное явление + индивидуальное.

ЯЛ также изучается в 2-х аспектах: как нечто типологическое, характерное для людей, проживающих в одно время (ЯЛ – вместилище социально-языковых форм и норм общества), как что-то индивидуальное (как в ПЛ).

ЯЛ – человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и воспринимать произведения речи.

При описании ЯЛ нельзя исключать элемент проявления этой личностью языкового сознания

Языковое сознание – то, как через язык человек транслирует знания о мире. Формируется под влиянием того языка, которым человек овладевает. В связи с этим можно говорить о национальной языковой личности.

ПЛ рассматривает личность применительно к конкретному носителю языка. Для ПЛ важен индивидуальный параметр, реальный продукт воплощения ЯЛ.

Среди ЯЛ выделяют 2 типа:

1) Стандартная ЯЛ (типичный, рядовой, средний носитель языка). Употребляют готовый язык, не склонны к игре, творчеству и т.д.

2) Нестандартная ЯЛ (творческая). Пытается создать что-то новое (неологизмы и проч.)

В.П. Неродиак выделяет 3 типа нестандартной ЯЛ:

1) Анархисты

2) Умеренные новаторы

3) Экспериментаторы

Креативная ЯЛ, критерии:

1) Оригинальность

2) Гибкость (способность выдать разнообразные идеи по отношению к одной ситуации)

3) Беглость (способность выдать много идей по отношению к одной ситуации)

Семантическая гибкость - способность выделить семантические функции какого-либо знака и предложить его новую интерпретацию.

Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму слова для того, чтобы придать этому слову новые возможности.

Беглость – способность выдавать разные идеи применительно к какой-либо ситуации.

Таким образом, при изучении ЯЛ выделяются 2 уровня абстракции:

1) Личность как индивидуум, автор текста, обладающий собственным характером

2) Изучение ЯЛ как совокупного или усредненного носителя языка.

Модель языковой личности Ю.Н. Караулова:

1) Структурно-языковой (ассоциативно-вербальный) уровень. Отражает степень владения обыденным языком.

2) Лингво-когнитивный (тезаурусный) уровень. Связан с отражением в сознании личности языковой модели мира.

3) Мотивационный (целеполагающий) уровень. Характеристика целей, мотивов, движущих развитием языковой личности.Отражает уместность использования языка его носителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: