ЯЛ – человек говорящий.
Производное от термина «личность» вообще. Личность – это то, что в данный момент представляет собой индивид (по такому подходу ребенок – тоже личность). Личность – социальное явление + индивидуальное.
ЯЛ также изучается в 2-х аспектах: как нечто типологическое, характерное для людей, проживающих в одно время (ЯЛ – вместилище социально-языковых форм и норм общества), как что-то индивидуальное (как в ПЛ).
ЯЛ – человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и воспринимать произведения речи.
При описании ЯЛ нельзя исключать элемент проявления этой личностью языкового сознания
Языковое сознание – то, как через язык человек транслирует знания о мире. Формируется под влиянием того языка, которым человек овладевает. В связи с этим можно говорить о национальной языковой личности.
ПЛ рассматривает личность применительно к конкретному носителю языка. Для ПЛ важен индивидуальный параметр, реальный продукт воплощения ЯЛ.
|
|
Среди ЯЛ выделяют 2 типа:
1) Стандартная ЯЛ (типичный, рядовой, средний носитель языка). Употребляют готовый язык, не склонны к игре, творчеству и т.д.
2) Нестандартная ЯЛ (творческая). Пытается создать что-то новое (неологизмы и проч.)
В.П. Неродиак выделяет 3 типа нестандартной ЯЛ:
1) Анархисты
2) Умеренные новаторы
3) Экспериментаторы
Креативная ЯЛ, критерии:
1) Оригинальность
2) Гибкость (способность выдать разнообразные идеи по отношению к одной ситуации)
3) Беглость (способность выдать много идей по отношению к одной ситуации)
Семантическая гибкость - способность выделить семантические функции какого-либо знака и предложить его новую интерпретацию.
Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму слова для того, чтобы придать этому слову новые возможности.
Беглость – способность выдавать разные идеи применительно к какой-либо ситуации.
Таким образом, при изучении ЯЛ выделяются 2 уровня абстракции:
1) Личность как индивидуум, автор текста, обладающий собственным характером
2) Изучение ЯЛ как совокупного или усредненного носителя языка.
Модель языковой личности Ю.Н. Караулова:
1) Структурно-языковой (ассоциативно-вербальный) уровень. Отражает степень владения обыденным языком.
2) Лингво-когнитивный (тезаурусный) уровень. Связан с отражением в сознании личности языковой модели мира.
3) Мотивационный (целеполагающий) уровень. Характеристика целей, мотивов, движущих развитием языковой личности.Отражает уместность использования языка его носителем.