Определение и оценка работоспособности и состояния ЦНС путем дозированных заданий

Снижение работоспособности идет по линии количественных и качественных изменений в работе. В первом случае изменяется темп работы, во втором - снижается качество её выполнения.

В условиях детских учреждений наиболее приемлемой методикой является определение работоспособности при выполнении в течение строго ограниченного времени специальных заданий близких по характеру к учебным. К ним относятся решение арифметических примеров, написание пробных диктантов (соответствующих по уровню трудности возможностям обследуемых), а также специальные корректурные пробы.

Корректурные пробы выполняются на специальных таблицах, представляющих собой набор различных букв (таблицы Анфимова) или их сочетаний, лишенных смыслового значения (таблицы Иванова-Смоленского). Для дошкольников имеются таблицы, в которых буквы заменены разнообразными геометрическими фигурами.

Задания, предлагаемые испытуемым, могут быть разных вариантов, но все они сводятся в общем к вычеркиванию или подчеркиванию тех или иных букв или их сочетаний.

Учащиеся выполняют два задания. В первом задании учащиеся получают инструкцию вычеркивать какую-либо одну букву (например, "X") по команде "Начали" и закончить вычеркивание строго по команде "Закончили". Последнюю просмотренную букву необходимо обвести в кружок. Задание выполняется в течение одной минуты. Затем учащийся отдыхает 1 минуту и в то же время прослушивает следующее задание - продолжать вычеркивать эту же букву, но в том случае, если перед буквой "X" стоит буква "В" данную букву не вычеркивать, а сочетание "ВХ" следует подчеркнуть. На выполнение второго задания отводится такой же отрезок времени (1 минута), как и на первое, и с использованием тех же команд. При необходимости проводить исследования в течение дня, недели следует менять "сигнальные" буквы, не меняя сложности заданий, т.е. новые буквы должны быть равноценными исходной букве.

Критерии оценки: при оптимальном функциональном состоянии ПНС количество просмотренных знаков увеличивается к концу деятельности; введение условного торможения во втором задании не сказывается на темпе работы; общее количество ошибок и ошибок на дифференцировку уменьшается или остается без изменений. Подобные результаты теста заслуживают положительной оценки.

Отрицательные результаты: уменьшение количества просмотренных знаков, снижение скорости работы после введения условного раздражителя на торможение, увеличения количест-ва ошибок, уменьшение числа просмотренных знаков, свидетельствующие о снижении подвижности нервных процессов, о развитии последовательного торможения.

Наряду с определением общей умственной работоспособности в гигиенических исследованиях используют методики изучения таких психических функций, как способность к запоминанию (кратковременная память) и внимание.

Для определения объема кратковременной памяти исследуемому предъявляется в течение определенного времени несколько цифр, слов (не имеющих смысловой связи) или изображений предметов, которые он должен запомнить, а затем воспроизвести в письменном виде. Число правильно названных элементов отражает степень запоминания, которая выражается в процентах от общего их числа.

Внимание исследуют с помощью специальных заданий, например, отыскивание чисел с "переключением" по черно-красной таблице Платонова. Задание состоит в том, чтобы без ошибок в минимально короткий срок найти, показать и назвать в возрастающем (от 1 до 24) или убывающем (от 24 до 1) порядке цифры красного или черного цвета, расположенные в таблице без определенной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: