Транспортная задача по критерию времени возникает при перевозке срочных грузов, например, продуктов, которые быстро портятся, в чрезвычайных ситуациях и т.п., когда общая стоимость перевозок имеет др ругорядне значение, а на первое место выходит ча.
Как и для классической транспортной задачи, имеем m поставщиков с запасами однородного груза в количестве a1, a2, am и n потребителей, которым этот груз нужно доставить в объеме b1, b2, bn Допустим, щ що
m n
выполняется условие баланса: 2 at = 2bj Обозначим через Ху объем груза от z'-ro поставщика j-му потребителю Известен также время ty (i = 1, m; j = 1, n), за какой груз перевозится от z'-ro поставщика j-му потребителю, и допускается, что он не зависит от 06сягив Перевозок ХХу.
Нужно составить такой план перевозок, чтобы полностью вывезти запасы всех поставщиков, полностью удовлетворить, потребности всех потребителей, а время доставки груза был минимален
Составим математическую модель решения такой управленческой проблемы Система ограничений этой задачи не отличается от системы ограничений классической транспортной задачи Обозначим через T максимальную вели ичину из всех возможных значений ty, соответствующие ненулевым перевозкам (ху 0): T = max t \"
Критерием оптимальности плана перевозок является минимальная продолжительность всех перевозок Следовательно, математическая модель имеет вид:
T = max ty - \"min, 2 ху ai, i = 1, m;
m -
2 Ху ^ bj, j = 1, n;
1 = 1
Ху 0, i = 1, m; у = 1, n
Транспортная задача по критерию времени не относится к задачам линейного программирования, поскольку ее целевая функция не линейная от переменных Ху Решение этой задачи можно свести к последовательному розвьяза Ання нескольких задач линейного программированияя.
Транспортную задачу можно сформулировать и решить по нескольким критериям качества Такие задачи называются задачами багатокры-материальными или векторной оптимизации При их решении существует три основ вни проблемы по: а) выбора принципа оптимальности, по которому можно решить, почему одно решение лучше другого, б) определение весовых коэффициентов каждого показателя качества, по которым решается, какие показатели важнее, а какие - менее важные, причем сумма весовыхих
n
коэффициентов равна единице: 2аi = 1 в) нормирование или нормализация
и = и
(масштабирование) критериев, ведь в задачах векторной оптимизации часто рассматриваются показатели, которые имеют разный масштаб и единицы измерения, поэтому, чтобы сравнить показатели между собой, их надо свести и до одинаковых единиц измерения или сделать безразмерным.
двукритериальная транспортная задача, где критериями качества выступают общая стоимость перевозки груза и общее время перевозки, выглядит так:
F (X) = L (X), T (X) - min;
m n
L (X) = Т ^ ЦСуХу - min;
mn
T (X) = tjXij - min
где cj, tj - стоимость и время перевозки единицы груза от 7-го поставщика j-му потребителю
Через D здесь обозначено допустимую множество решений, описывается системой
2 Xj at, i = 1, m;
m - Z xij bj, j = 1, n;
Xj 0, i = 1, m; j = 1, n
Сразу достичь наилучшего результата по всем показателям, как правило, невозможно, поэтому эта задача сводится к скалярной транспортной задачи с помощью свертки критериев качества в одного критерия:
F (X) = а, LX) ~ Lmin а2 TX) ~ Tmin ^ min
Lmax Lmin Tmax Tmin
где АШП = тип ДХИтж = тах ДХX
Ттип = ИП Т (Х) 'Ттах = Т (Х)
Обобщенный критерий и (Х включает нормализацию критериев качества и учитывает важность критериев с помощью коэффициентов веса а1 и а2, которые может менять лицо, принимает управленческие решения для с увеличение (уменьшение) важности критериев После получения скалярной транспортной задачи она решается стандартными методами.