Биография

Поль Синьяк родился в 1863 году в Париже. Его отец владел шорной лавкой, где продавались седла, сбруя, шорные изделия. Семья жила в достатке (как при отце, так и после его смерти). У мальчика было благополучное, беззаботное детство. Поль был единственным ребенком в семье, поэтому вся забота и любовь родителей сосредотачивалась на нем. Однако, несмотря на то, что его отец был довольно состоятельным человеком, будущий художник не получил достаточного живописного образования. Учился он на примерах других мастеров, копируя произведения известных авторов в Лувре.

В свое время Поля отдали в колледж Роллен, который находился в Париже на бульваре Клиши. Учился он успешно, проявлял интерес к гуманитарным наукам. В частности им был очень доволен учитель по литературе. По окончании колледжа Поль вполне мог бы продолжить образование, поступив в университет… Однако после его окончания будущий художник решил, что поступать в университет и продолжать заниматься гуманитарными науками он не будет. К тому моменту в его жизни появилась страстная любовь к искусству, причем к самому новому, самому прогрессивному искусству. Поль был категоричен в своем решении стать живописцем. Возможно, сказалось влияние отца, который в свободное время увлекался рисованием. Мог повлиять и тот факт, что семья жила неподалеку от квартала, в котором находились мастерские художников. Его мать, которая хотела видеть своего сына архитектором, не была особо обрадована его выбором. Но совсем скоро она уже гордилась своим Полем и верила в его талант, может, даже чуть больше, чем он сам.

Молодость его пришлась на последнюю четверть прошлого столетия — во Франции художественная жизнь тогда была ознаменована успехами импрессионистической живописи, зарождением символизма и признаками складывавшегося декоративного стиля модерн, "ар нуво", как его называли по-французски.

В 1879 году Поль посетил четвертую выставку импрессионистов (представители импрессионистов стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления), где хотел поделать наброски с работ Дега. Правда, опыт этот стал для него не очень приятным: Гоген выставил шестнадцатилетнего юношу за дверь, сказав, что «здесь не копируют». Синьяк вынужден был уйти.

Но даже после столь неприятного инцидента Поль Синьяк не думал о том, чтобы бросить свое увлечение живописью. Оставаясь истинным поклонником импрессионизма, столь легкого и непринужденного, Поль даже и не думал о том, чтобы поступать в Школу изящных искусств. Он полагал, что школа, с ее традиционными, стандартными правилами преподавания живописи, не будет способствовать развитию его таланта. Поэтому основные знания и умения он приобретает самостоятельно, ходя по выставкам импрессионистов, а также по лавкам маршанов (торговцев), рассматривая их произведения. Так он проникался духом импрессионизма и творил – сам, по наитию, без контроля или руководства со стороны. Однако юный художник осознавал, что для дальнейшей творческой работы, для становления его как живописца ему просто необходим был наставник.

В двадцать один год Синьяк был горячим поклонником Клода Моне. Вода, ее переменчивость и неуловимость – основная тема в работах Моне. Юный Поль мог бесконечно восхищаться картинами великого художника с изображенными на них видами Сены и парусными лодками. Пожалуй, ни один стиль не способен так точно передать изменчивость воды, как импрессионизм. На картинах импрессионистов вода как будто движется, переливаясь на солнце сотнями бликов, играя разнообразием оттенков в береговой тени. Достигается такой эффект благодаря приему разделения красок, когда мазки чистого цвета наносят сразу на холст, не смешивая их, – один возле другого.

Больше всего Синьяк мечтал о встрече с Клодом и даже написал тому письмо, попросив его встретиться с ним. Сам Синьяк признавался: «Всегда картина Моне волновала меня. Всегда я черпал в ней указания, и в дни уныний и сомнений произведение Моне являлось мне другом и руководителем». В первом «Салоне независимых» в 1884 году Синьяк выставлял пейзажи, в которых сильно чувствовалась его зависимость от избранного им самим учителя.

Моне всегда дорожил своим временем, но тут все же дал согласие на встречу. Однако принял он Синьяка очень холодно. Мечта Поля о том, чтобы обрести в качестве наставника Клода Моне, не осуществилась. Знаменитый импрессионист признавал, что наставничество – не его стезя. Гораздо более полезным для молодого художника оказалось знакомство с Камилем Писсарро. Этот яркий представитель импрессионизма был в большей степени открыт к общению, он охотно делился опытом с новичками. Моне считался лидером импрессионизма, зато Писсарро - его душой. С ним Синьяк познакомился в мастерской своего друга Гийомена8.

«Поль Синьяк в своих первых этюдах 1883 года был под влиянием Моне, Писсарро, Ренуара и Гийомена. Он не посещал никакой мастерской, а работал с натуры и был поражен гармоничной игрой одновременного контраста. Очарованный импрессионистами, он изучал их произведения, думая найти в них научный метод: ему казалось, что многоцветные элементы, оптическая смесь которых образовывала колорит их картин, были положены методично и что все эти красные, желтые, фиолетовые, синие и зеленые были соединены по каким-то законам; ему казалось, что эффекты контраста, которые он наблюдал в природе, но законов, которых не знал, импрессионисты применяли на основании некой теории. Несколько строчек из «Современного искусства» Ж.-К. Гюисманса, в которых говорилось о дополнительных цветах, о желтом свете и фиолетовых тенях Моне и Писсарро, заставили его предположить, что импрессионисты были знакомы с теорией цвета».9

В 1884 году в жизни Поля происходит событие, которое стало знаковым и для его творческого пути, и для всей французской живописи. В бараке, построенном на месте дворца Тюильри, открылся вернисаж художников, чьи полотна не были приняты членами жюри официального Салона. Поль Синьяк затем вспоминал так: «Весной 1884 года на стенах Парижа появились афиши «Группа независимых художников, барак Тюильри». Это был стремительный натиск! В то время не существовало ни одной выставки, ни одной галереи для молодых художников. Многие получили отказ в Салоне (от этой группы и началось движение – Одилон Редон10, Сёра со знаменитым «Купанием», Кросс, Ангран, Дюбуа Пилле, я сам)… Устроили собрание во главе с Редоном… Именно тогда я познакомился со своим соседом, его звали Сёра…» Это Собрание положило начало и «Обществу независимых художников» (уже в конце 1884 года состоялась его первая выставка), и крепкой дружбе между Полем Синьяком и Жоржем Сёра.

Жоржу Сёра к тому моменту было двадцать четыре года, он был несколькими годами старше Синьяка и был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка, посещал Школу изящных искусств, копировал произведения Энгра и античную скульптуру. Много времени Сёра отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета, и уже успел узнать такие научные труды, как «О законе одновременного контраста цветов» М.-Э. Шевреля, «Феномены видения» Д. Саттера, «Научная теория цвета» О. Н. Руда. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу. Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова «пуант» — точка). Синьяк увлекся художественными идеями Сёра и под его влиянием также стал писать мелким пуантилистическим мазком.

Сёра был человеком довольно замкнутым, и миссию пропаганды новой теории цвета взял на себя активный и деятельный Синьяк, который считал себя соавтором новых идей, рожденных при глубоком изучении трудов химиков и физиков. Если импрессионисты стремились передать спонтанно возникшие зрительные впечатления, Сёра и Синьяк выделяли три главных цвета - синий, красный, желтый и три дополнительных - фиолетовый, зеленый и оранжевый. Они заметили, что в одних сочетаниях эти цвета делаются более интенсивными, в других - гаснут. Задача художников - изучить все эти особенности цветов и уметь ими пользоваться. Картины же, как они считали, лучше писать раздельными мазками чистого цвета, которые в последующем должны оптически смешиваться в глазу зрителя.

К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники: Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг. Критики называли молодых художников дивизионистами, пуантилистами и неоимпрессионистами.

В 1885 году новое течение увлекло и такого импрессиониста, как Писсарро. Поль Синьяк познакомился с ним совершенно в случайно в мастерской Армана Гийомена. Кстати сказать, в этот период Гийомен, и Гоген, и Писсарро являлись своеобразным идеалом для новоиспеченных художников. Правда, через несколько лет последний из перечисленных перестал причислять себя к пуантилистам, но сохранил дружеские отношения с Полем. Тем более, что в 1892 году Синьяк женился на родственнице Писсарро Берте Робле.

В 1886 году Поль Синьяк впервые встретился с Ван Гогом. В 1889 году он даже посещал уже больного и оставленного близкими Ван Гога в Арле. После этого визита Ван Гог писал: «Бесконечно обязан Вам за Ваше дружеское посещение, которое благотворно отразилось на мне и значительно улучшило мое моральное состояние».

В ранний период своего творчества Синьяк был близок к импрессионизму: в это время он пишет картину «Две модистки» (1885, частное собрание, Цюрих). С 1886 под влиянием Жоржа Сера примкнул к движению неоимпрессионизма, писал пейзажные виды юга Франции, спокойные по композиции, выдержанные в сдержанной, сбалансированной гамме («Песчаный берег моря», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Под влиянием творчества Жоржа Сёра с увлечением изучает научные работы Э. Шевреля, Г.Л.Ф. Гельмгольца и др., посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета. Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, Поль Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода - дивизионизма, или пуантилизма. Главное место среди пейзажных работ Поля Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.

В 1887 году Синьяк побывал в небольшом южном городке Коллиур и написал там серию работ в новой живописной манере, отмеченных сильным влиянием Жоржа Сёра («Коллиур. Башня», 1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). В них художник тонко и удивительно верно передает все особенности средиземноморского освещения, используя для этого причудливую мозаику из мелких мазков синего, фиолетового, зеленого, желтого и красного цветов. Принимая в целом манеру Жоржа Сёра, Поль Синьяк тем не менее приспосабливает ее к своему видению мира, отказываясь от космического восприятия окружающей природы. Поль Синьяк всегда стоит на земле и отсюда воспринимает все происходящее, поэтому природа на его полотнах более обыденная, а потому более близкая и знакомая. Работу в мастерской Поль Синьяк предпочитал работе на открытом воздухе, считая, что техника масляной живописи мало подходит для пленэра, поэтому акварели, выполненные на натуре, темпераментнее и живее его картин.

Синьяк находил общий язык как с художниками, так и с писателями. Благодаря своему колледжу он научился любить и понимать литературу. Так, говоря о своих литературных пристрастиях, он отмечал: «Моими друзьями были Золя и Гюисманс, Толстой и Достоевский». Часто в его мастерской устраивались посиделки. Вот как вспоминал о них поэт Гюстав Кан: «Мы проводили вечера на бульваре Клиши в ателье Поля Синьяка, устроенного лучше других художников. В мастерской висели прекрасные полотна еще молодого живописца и находилась большая библиотека, состоявшая из хорошо изданных книг натуралистов и редких изданий поэтов-символистов». А это воспоминания еще одного друга художника критика Феликса Фенеона, который писал о Синьяке: «В его библиотеке книжные переплеты из кожи, бумаги, тканей сочетаются между собой и с текстом книги. Леонардо да Винчи — синее серебро; Рембо и Малларме — белый с золотом пергамент; Бодлер — лиловый; Кан — синий и оранжевый; Лев Толстой — пурпуровый и черный; Поль Адан — глазированный розовый. Синьяк изучает также морские карты и карты гаваней. К услугам его живописи имеется целая флотилия. На океане — «Маг» (7 тонн, 10 метров от форштевня до ахтерштевня), на Сене — «Тюб» и «Валькирия». В его путешествиях может случиться, что тетрарх Эмерод Архетип назначит Синьяка придворным пейзажистом «Эзотерических Белых Островов». Последняя загадочная фраза намекает на то, что Синьяк походил на персонаж стихов поэта-символиста Жюля Лафорга.

Но кроме подобных посиделок, художник любил проводить время, осваивая управление парусным судном. В то время весьма популярным было увлечение греблей и парусным спортом. Неудивительно, что среди любителей водных прогулок было множество художников. Гораздо удобнее писать речные пейзажи с лодки, а не с берега. Клод Моне, например, прекрасно это понимал, а потому соорудил себе специально для работы лодку. Организовал все с максимальным комфортом, предусмотрел места для ночевки, и даже временами путешествовал на этой лодке с семьей. Не остался в стороне от модного увлечения и Поль Синьяк – в 1883 году приобрел первую свою лодку. Дал суденышку символичное название «Мане – Золя – Вагнер». Эдуарда Мане можно назвать лидером прогрессивных течений в изобразительном искусстве того времени. Эмиль Золя – известный писатель, нередко выступавший в защиту импрессионистов. Немецкий композитор Рихард Вагнер пользовался заслуженной славой в творческих кругах, вдохновляя своими произведениями многих поэтов и художников. По подсчетам исследователей Синьяк за свою жизнь сменил тридцать две лодки.

Поль Синьяк очень много путешествовал по Франции, он побывал также в Голландии, Италии, на Корсике, в Константинополе, привозя из своих поездок работы с изображением великолепных пейзажей, увиденных глазами художника, влюбленного в жизнь. С большой охотой и увлечением Синьяк писал Париж, его мосты, каналы, набережные - вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы («Предместье Парижа», 1883, Музей Орсэ, Париж). Так, сопоставляя в картине «Сена. Гренелль» (1899, частное собрание, Хельсинки) Эйфелеву башню и заводские трубы, он как бы говорит о существовании второго Парижа, рабочего.

Портретные работы Поля Синьяка не отличаются той искренностью и непосредственностью восприятия, как его пейзажи. Среди них выделяется «Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками» (1890, частное собрание, Нью-Йорк), исполненный динамики завихряющихся орнаментальных узоров и свидетельствующий об интересе автора к проблемам монументально-прикладного искусства.

В 1891 году умирает Жорж Сёра. Это событие стало потрясением для Синьяка. Он понимал, что теперь именно ему придется взять в свои руки главенство над течением неоимпрессионистов. Эта роль казалась слишком ответственной для него. И чтобы несколько восстановиться и оправиться после произошедшей трагедии, он на полгода уезжает в Бретань. Там он сделал для себя вывод, что теперь одним из важнейших направлений его деятельности должно стать увековечивание памяти его друга. Надо сказать, что Поль Синьяк сдержал обещание, данное самому себе, и сделал довольно много для намеченных достижений. Так, например, он устроил несколько ретроспективных выставок работ Сёра, которые остались в мастерской после его смерти. И все же, несмотря на это, оставаться в Париже Полю было тяжело, и в 1892 году он решает уехать в Сен-Тропе. Он тут же влюбился в тот тихий, скромный городок с его небольшими улочками и прелестной гаванью. В 1897 году он купил здесь дом, который отныне стал его постоянной летней обителью. Здесь ему было комфортно дышать и писать.

В 1899 году выходит статья Поля Синьяка под названием «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», в которой художник подробно излагает свои взгляды и открытия, совершенные им в течение своей творческой жизни. Эта работа стала неким манифестом нового направления. Жорж Сера был против абсолютизации своих идей, однако его ранняя смерть дала возможность Синьяку создать теорию, подробно обосновав использование цвета в неоимпрессионизме.

Как художник Поль Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого рационального Жоржа Сёра. Его талант — более эмоциональный, более чуткий к впечатлениям от окружающего мира. Строгая система пуантилизма, которую он применял, подражая Сёра, сковывала Синьяка. Он не обладал ученостью Сёра, и его рисунки не были столь рафинированны и изысканны. Композиции Синьяка 80-90-х годов, в которых он изображает жанровые сцены по заранее заданным схемам, кажутся надуманными. В большей степени ему удаются пейзажи. Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. В отличие от безлюдных пейзажей Сёра, у Синьяка часто изображаются фигурки людей.

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье, средиземноморской Ривьере. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета. Творчество Синьяка рубежа веков многими своими чертами перекликается со стилем модерн. Как это ни парадоксально, научно обоснованная живописная система неоимпрессионизма вполне органично перерастает в причудливую и стилизованную орнаменталистику рубежа веков. В духе художественных идей модерна была создана и теория Синьяка о единстве живописной и музыкальной гармонии. Он нумеровал свои произведения, как музыкальные опусы, а серии пейзажей, написанной в 1891 году, дал подзаголовки «аллегро», «адажио». Синьяк предпочитал работать над своими картинами в мастерской, зато на натуре он делал рисунки и писал прекрасные акварели. Около 1900 года Синьяк отказался от пуантиллистических мазков в виде круглых пятнышек и стал накладывать краску прямоугольными мазками чистого цвета. Так вскоре появляется его знаменитая «Сосна Берто».

Всю свою жизнь художник сочетал творческую работу с активной общественной деятельностью. Он был председателем «Общества независимых художников», девизом которого было: «Ни жюри, ни премий». Общество противостояло официальному искусству. В 90-е годы Синьяка начинают втягивать в политическую борьбу. Он активно участвовал в художественной жизни, в организации выставок «независимых», начал интересоваться творчеством участников группы «наби»11, которые главным в искусстве считали выражение идеи-символа, а также фовистов, выступавших за яркость полотен.

В 1904 году Синьяк целое лето работал вместе с Матиссом в Сен-Тропезе на берегу Средиземного моря. Именно из Сен-Тропеза Синьяк отправлялся в свои морские путешествия – во Францию, Грецию и т. д. Здесь он начал писать книги. К старости он не потерял свою активность, проявлял большой интерес к политической ситуации в Европе. Очень тяжело пережил Синьяк известие о начале Первой мировой войны. В 1919 году вместе с Анатолем Франсом, Анри Барбюсом и другими деятелями культуры он подписал Заявление деятелей французской культуры в защиту России. В 30-е годы сотрудничал со многими прогрессивными общественными организациями и газетами "Mond", "Commune", разделял многие революционные идеи. В 1934 году Синьяк, которому было уже больше семидесяти лет, начал участвовать в деятельности Антифашистского комитета.

С 1912 и до смерти исполнял обязанности президента «Салона Независимых».

Незадолго до смерти Поль Синьяк путешествовал по Корсике. Осенью хотел вернуться туда еще раз, но 15 августа 1935 года его не стало. Похоронен художник на парижском кладбище.

Хронология жизни художника.

  Родился 11 ноября в Париже.
  Посещает четвертую выставку импрессионистов.
  Умирает отец Синьяка.
  В течение нескольких месяцев занимается в мастерской Бина. Покупает свою первую лодку.
  В июне знакомится с Жоржем Сёра.
  Пишет письмо Клоду Моне. Знакомится с Писсарро.
  Участвует в последней выставке импрессионистов, выставляется в «Салоне независимых».
  Посещает в Арле больного Ван Гога.
  29 марта умирает Жорж Сёра. Чтобы оправиться от потрясения, уезжает в Бретань.
  Женится на Берте Робле.
  Покупает двухэтажный дом в Сен-Тропе.
  Выходит книга Синьяка «От Делакруа к неоимпрессионизму»
  Становится президентом «Общества независимых».
  Весной едет на Корсику. Умирает 15 августа, похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: