Образ ближайшего будущего: о некоторых статистических результатах проведенного анкетирования студентов

В рамках проведенного кафедрой риторики и стилистики русского языка анкетирования перед студентами, помимо закрытых вопросов, выявляющих ценностные предпочтения, был поставлен и один открытый вопрос: «К чему вы стремитесь в ближайшем будущем?». Планы молодых людей, как нам представляется, могут многое сказать о их жизненных установках и базовых ценностях.

В ответе на поставленный вопрос студенты могли перечислить до 10 разных жизненных планов. Была обработана 641 анкета, в которых содержалось 4522 ответа. Большая часть студентов ― 41,3% (265 анкет) — заполнили при ответе на данный вопрос все 10 позиций. Число «несерьезных» ответов минимально и не может повлиять на общую статистическую обработку результатов.

Для оптимизации обработки данных все ответы были расположены в алфавитном порядке, что позволило выявить наиболее популярные ответы. Нами были обработаны формулировки, которые встречаются в ответах 10 и более раз (всего 50 ответов). Особое внимание следует уделить самым популярным формулировкам (от 50 упоминаний в однотипной формулировке). К таковым относятся: «Семья» — 173 ответов, «Самореализация» — 130 ответов, «Счастье» — 105 ответов, «Достаток» — 83 ответов, «Любовь» — 69 ответов, «Дети» — 60 ответов, «Создание семьи» / «Создать семью» — 55 ответов, «Здоровье» — 53 ответа, «Работа» — 52 ответа, «Путешествия» — 51 ответа, «Саморазвитие» — 50 ответов. Самые частотные ответы, как правило, односложны. Более развернутые формулировки по объективным причинам совпадают реже.

Среди самых популярных доминируют ответы, связанные со сферой семейных отношений (семья, дети, создание семьи, создать семью). Активно представлена идея самореализации (профессиональной или личностной: самореализация, работа, саморазвитие). Для студентов важно представление об эмоциональной и физической благополучности как основе хорошей жизни в будущем (счастье, любовь, здоровье). Материальное значимо, но не доминирует в частотных ответах (достаток, путешествия).

Интересно, что данные выводы не совпадают с теми, которые были получены при сплошной выборке, когда учитывались не только однотипные ответы. При применении такой методики обработки материала было выявлено 1485 ответов, связанных с идеей самореализации, 784 ответа, указывающих на значимость финансового благополучия, 659 ответов, связанных с представлением о будущей семье, 640 ответов, указывающих на ценность образования. Очевидно, что представления о самореализации и финансовой состоятельности более индивидуальны, представления о ценности семьи более стереотипны.


Попова Е. Г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: