Пример характеристики памятника

М.П.Мусоргский. «Борис Годунов».

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) – один из выдающихся русских композиторов второй половины XIX в. В его творчестве нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 1860–1870-х гг.: отмена крепостного права и разочарование в действиях реформы, крестьянские восстания и активизация русской общественной мысли, появление революционеров-демократов с их идеями переустройства государственной власти. Тем более трагична непонятость композитора современниками, эпохой, чьи передовые революционно-демократические идеалы он воплотил. Мусоргский стремился будить совестливое, сочувственное отношение к слабым, обиженным и угнетенным, разоблачать пороки существующего строя. По выражению Стасова, Мусоргский показал в своей музыке «океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности, зажатых ртов». Основным творческим принципом Мусоргского было: «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона». Он значительно раздвинул рамки привычной для его времени тематики музыкальных произведений, сделав своим главным героем простой народ со всем богатством русской души и разнообразием характеров. Осознавая роль литературы в общественной жизни России того времени, Мусоргский страстно желал сблизить музыку по ее общественной роли с современной передовой литературой.

Свидетель многочисленных крестьянских восстаний, композитор воплотил в музыке непокорный, мятежный дух народа, его светлую мечту о счастье. Мусоргский искал в истории ответы на наболевшие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», – так сам он определил свое отношение к историческим сюжетам, которые занимают огромное место в его творчестве: две его лучшие оперы («Борис Годунов» и «Хованщина») обращаются к переломным моментам русской истории. Все исследователи отмечают бунтарский пафос его искусства: народ у Мусоргского – это не просто забитая, угнетенная масса, это богатырь, способный пробудиться ото сна и встать на защиту своей свободы как от внешнего врага, так и противостоять, например, боярству, т.е. врагу внутреннему. Если обращение к крестьянской тематике сближает Мусоргского с Некрасовым, то по глубине психологического анализа, передаче сложных психологических переживаний своих героев, его творчество может быть сопоставлено с творчеством Достоевского и Толстого. Народное творчество для Мусоргского – это также неиссякаемый источник мелодического богатства.

Работа над оперой «Борис Годунов» началась в 1868 г. по совету историка и пушкиниста В.В.Никольского. Однако опера увидела свет лишь через несколько лет. Сначала Мусоргскому было отказано в постановке за слишком антимонархическую направленность оперы, затем в 1873 г. стараниями певцов Ю.И.Платоновой и О.А.Петрова удалось поставить три сцены из девяти, а 24 января 1874 г. опера, хотя и с купюрами, была поставлена на сцене Мариинского театра под управлением Э.Ф.Направника. Идея и образы пушкинского «Бориса» получили свое новое воплощение в музыкальной драме Мусоргского. Однако реалист Мусоргский несколько смещает акценты: романтик Пушкин ставит во главу угла судьбу и страдания Бориса, Мусоргский делает главным героем народ. Поэтому массовые сцены в опере Мусоргского преобладают, они – главные.

Образ народа у Мусоргского играет множеством граней и оттенков. Везде мы видим разные грани проявления характера русского народа, везде люди обуреваемы неодинаковыми побуждениями. В Прологе (во дворе Новодевичьего монастыря) это толпа, согнанная молить Бориса взять власть («На кого ты нас покидаешь, отец наш!») и поющая ему «Славу», в 1-й картине 4 действия (сцена у собора Василия Блаженного) стонущая «Хлеба! Хлеба!» и клокочущая, яростная масса сцены под Кромами. Народ у Мусоргского разнороден и по социальному составу: беднота города и предместий, нищие слепцы, беглые монахи, бродяги, крепостные, возненавидевшие жестокого боярина и т.п. В сцене под Кромами, венчающей всю оперу, показан народ, доведенный до ярости, вставший на расправу со своими угнетателями. Первый хор этой сцены «Не сокол летит по поднебесью» – издевательская «Слава» плененному боярину, второй хор «Расходилась, разгулялась» – трансформированная разбойничья, молодецкая песня, сочетающая в себе подвижность, стремительность и удаль, мощь. Это тот народ, о котором мечтали революционеры-демократы и сам Мусоргский. Народ в этой сцене сливается в могучую силу, о которой Мусоргский так написал в посвящении к «Борису Годунову»: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеею».

Интересно, что многие хоровые сцены представляют народ не как однородную массу, а как калейдоскоп характеров: композитор ярко индивидуализирует речь отдельных действующих лиц в речитативных эпизодах (например, диалог в 1-й сцене Пролога). Помимо хоровых сцен, которые обычно ассоциируют с образом народа, нужно отметить и некоторые отдельные персонажи, неразрывно связанные с русским бытом и характеризующие народ с разных сторон. Во-первых, это монах-расстрига Варлаам, поющий в сцене в корчме (1-е действие) удалую, разгульную песню «Как во городе было во Казани», символизирующую буйный дух, стихию русской пляски. Во-вторых, это один из самых ярких и показательных персонажей оперы – Юродивый, который как глас народа противостоит Борису в сцене у собора Василия Блаженного, а в последней сцене плачет о Руси, опять попавшей под власть новоявленного государя (Гришка Отрепьев). Его монологи сочетают в себе плач-причитание и колыбельную, основанные на интонациях русской крестьянской песни, столь любимой Мусоргским. Юродивый оказывается самым прозорливым комментатором трагедии Руси.

Яркая жизненность созданного Мусоргским исторического полотна обусловлена тем, что он, как и Пушкин, смело сочетает в пределах одного произведения трагическое с комическим, возвышенное с низменным. Изображение величественных исторических событий дополняется волнующими лирико-драматическими сценами и меткими, остроумными зарисовками бытовых эпизодов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: