Isbn 978-5-9905628-7-5

ОСМЫСЛЕНИЕ И ПОПЫТКА ПРИМЕНЕНИЯ

Е. А. Евтушенко

Красноярск

УДК 1(091)

ББК 10603

Рецензент:

Доктор философских наук, профессор Н. М. Чуринов

Евтушенко Е. А.

Пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения. – Красноярск, 2014. – 382 c. (245 с. компьют. текста)

В настоящей работе делается попытка применить метод Гумилёва к новейшей истории России и некоторым проблемам современности, и тем самым показать, что теория этногенеза имеет, кроме чисто научного, еще и прикладное, практическое значение, что в нынешней ситуации нарастания угроз крайне важно.

Вместе с тем автор преследовал еще одну цель – развеять многочисленные мифы о Льве Гумилёве и его концепции, о которой «все слышали», но мало кто знает…

Книга написана живым, доступным языком и может представлять интерес не только для специалистов, но и для самого широкого круга читателей, интересующихся историей, проблемами межнациональных отношений (в России и мире) и перспективами развития Российской цивилизации.

Работа не претендует на всеохватность и нацелена, главным образом, «на злобу дня».

ISBN 978-5-9905628-7-5

Первый, сокращенный вариант книги вышел в качестве учебного пособия в 2013 г. под названием «Понимание истории в свете пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилёва».

© Филиал НОУ ВПО Московского психолого-социального университета

в г. Красноярске, 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

В данной работе автор ставил две задачи:

1) В сжатой форме изложить и прокомментировать основные положения пассионарной теории этногенеза.

2) Применить метод этногенеза к периоду, который Л. Н. Гумилёв в своих трудах не затрагивал, а именно – к истории России второй пол. XIX – XX вв. (фаза надлома), а так же к некоторым актуальным вопросам современности (глобализация, упадок Запада, русский вопрос, конфликт на Украине и др.)

В книге сделан упор на выявление закономерностей исторического процесса. Это очень важно, ибо мало знать историю – ее надо понимать…

Теория этногенеза Льва Гумилёва занимает особое место среди историософских (объясняющих историю) концепций. Своим появлением в начале 70-х гг. XX века, она произвела настоящий переворот в исторической науке. Да и не только исторической... Своей концепцией Гумилёв опроверг все традиционные представления о методологии истории, поставив во главу угла не привычные и нерушимые экономику-общество-политику, а природное (биосоциальное) явление – этнос.

Вместо линейного и однонаправленного принципа исторического развития, в рамках которого развивалась марксистская и либеральная историография, Гумилёв предложил принцип прерывности этнической истории, согласно которого народы рождаются, достигают пассионарного максимума, а затем – стареют и умирают, освобождая место для новых народов, иногда родственных ушедшим, иногда нет.

Теория Гумилёва положила начало новой науке – этнологии, которая охватывает не только историю, но и географию, биологию, психологию, философию и другие науки. Это отвечает потребностям времени, поскольку строгое разделение наук на естественные и гуманитарные уже устарело.

Лев Николаевич Гумилёв говорил: «Я давно знаю, что такое пассионарность, и что в исторических категориях возможно применять работающие пассионарные подходы. И что решаются исторические проблемы с помощью моей концепции с такой же легкостью, как человек, знающий алгебру, решает арифметические задачи».

Можно сказать, что в отличие от подавляющего большинства историков, которые со времен Геродота ходили в основном по поверхности истории, Лев Гумилёв пошел вглубь. И далеко вглубь. Все занимались исторической арифметикой, он занялся исторической алгеброй. И занялся весьма успешно, поставив тем самым в неудобное положение многих своих коллег. В этом – причина критичного отношения к Гумилёву со стороны значительного числа профессиональных историков – узких специалистов.

Вторая причина неприятия Гумилёва, как в советское, так и в послесоветское время, – идеологическая. Дело в том, что пассионарная теория этногенеза категорически не укладывается ни в марксистские, ни в либеральные мировоззренческие рамки. Она – антимарксистская и антилиберальная по своей идеологии; то есть – антиглобалистская. Именно поэтому концепция Гумилёва до сих пор не получила серьезного научного продолжения в академической среде, традиционно конформистской. Эта удивительная теория еще ждет всестороннего осмысления и дальнейшего развития…

За последние десятилетия мир очень изменился. На наших глазах происходит невиданный исторический перелом, мы входим в качественно новую и очень неспокойную эпоху. Поэтому сегодня нужны новые методы в изучении, как истории, так и современности. Теория этногенеза, которая выстроена не на зыбком основании социально-экономических следствий, а на твердом фундаменте природных причин,отвечает вызовам времени. Она позволяет: 1) абсолютно по-новомуоценить ход Отечественной и мировой истории (особенно в XX в.), 2) выяснить «состояние здоровья» российского суперэтноса (российской цивилизации) на современном этапе, 3) определить место российского суперэтноса среди других суперэтносов современного мира, 4) составить вероятный прогноз на будущее России и ее ближайших союзников.

Концепция Гумилёва ценна своей универсальностью. Это значит, что она убедительно объясняет не только историю и межнациональные отношения, но и политику, и экономику, и культуру, и психологию, и даже нравственность (в их динамике), то есть, практически, – все стороны нашей жизни. От уровня отдельной личности до уровня целых цивилизаций. Да-да! Не больше, не меньше… И убедиться в этом вы сможете, прочитав эту книгу.

Для того чтобы понять и оценить научную концепцию очень важно увидеть и оценить личность автора. Поэтому работа предваряется краткой биографией Льва Николаевича Гумилева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: