Форма занятия: активная и интерактивная

Цель и задачи: изучение художественной специфики «Слова о полку Игореве…», формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Вопросы для работы в исследовательских группах:

Группа I.

1. Какие исторические сведения сохранились о князе Игоре Святославиче?

2. Почему в заглавии упомянуто имя деда Игоря – Олега? Чем известен в истории этот князь?

3. Чьим внуком назван Игорь в строке: «Пети было песнь Игореве, того внуку»?

4. Какие князья названы: старым Ярославом, храбрым Мстиславом, красным Романом, старым Владимиром?

5. Что значит сочетание «буй-тур», отнесенное к Всеволоду? Какие исторические сведения сохранились об этом князе?

6. Почему Святослав Киевский назван отцом Игоря и Всеволода? Какие исторические сведения сохранились об этом князе?

7. В связи с чем в «золотом слове» Святослава упомянуты Ярослав Черниговский, город Римов, князь Владимир Глебович?

8. Как толкуется исследователями «темное место» об Изяславе Васильковиче: «и с хотию на кров, а тои рек…»?

Группа II.

1. Какие воинские фразеологические обороты используются в речах Игоря к его воинам? Что они обозначают?

2. Как толкуют литературоведы фрагменты текста, посвященные Трояну?

3. Кто такой Боян? Как характеризует автор манеру сочинения и исполнения произведений Бояном? Найдите в тексте образцы припевок Бояна. Как вы понимаете их смысл? Какие художественные приемы использованы в них?

4. Кого понимает автор под «Ольговом хоробром гнездом»?

5. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: «Чорныя тучи с моря идут, хотят прикрыти 4 солнца»?

6. Что имел в виду автор, давая символическую картину природы (от слов «темно бо бе в 3 день…» до слов «и виликую радость подаста хинови»). Кто такие Олег и Святослав, упомянутые в этом отрывке?

7. Как толкуют ученые следующие строки: «За ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли, смагу людям мычючи в пламяне розе»?

8. Разъясните символическое толкование сна боярами (от слов «И ркоша бояре князю…» до слов «в путины железны»).

9. Что такое «зегзица»? Как толкуют это слово разные исследователи?

10. Что значит «бебрян рукав»?

Группа III.

1. Какие догадки существуют о диве и «тьмутороканском болване»?

2. Какая река названа в «Слове…» Каялой и почему?

3. Кто такой Даждьбог? Кого имеет в виду автор под «Даждьбожиим внуком»?

4. Кто такой Кобяк? О каких событиях упоминает автор в связи с ним?

5. С какими историческими событиями связаны и почему появляются в «Слове…» готские красные девы, звенящие русским золотом, Бус, Шарукан?

6. Кто такой Овлур?

7. Почему в тексте противопоставлены Донец и Стугна? Что вам известно о князе Ростиславе?

8. Что значит символический разговор Гзака с Кончаком?

9. Как толкуется исследователями «темное место»: «Рек Боян и ходы на Святославля песнотворца старого времени Ярославля Ольгова коганя хоти…»?

10. Почему автор упоминает о том, что «Игорь едет по Боричеву ко святей Богородице Пирогощей»?

Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:

1. Найти исторические сведения о лицах и событиях, упомянутых в отрывке от слов: «Были вечи Трояни…» до «хотят полетети на уедие». Какое значение имеет это историческое отступление?

2. Растолковать символическое значение сна Святослава, обратив внимание на символы: «черная паполома», «великий женчюг», «доска без кнеса в тереме златоверсем», «врани взраяху». Как толкуются разными учеными «темное место» в конце сна?

3. Найти сведения обо всех князьях, упомянутых в «обращении к князьям». Как достигает автор исторической достоверности и индивидуализации этих персонажей?

4. Подробно проанализировать отрывок, посвященный Всеславу Полоцкому (от «На седьмом веце Трояни…» до «суда Божиа не минути»). Какие события, известные вам из «Повести временных лет», здесь упоминаются? О каких чертах личности Всеслава свидетельствует весь фрагмент?

5. Проанализировать последний фрагмент произведения. Как он связан со вступлением?

6. Подготовить доклад об истории открытия, первого издания и трудностях изучения «Слова о полку Игореве…»

Источники: 34

Литература:

    • обязательная: 8, 13
    • дополнительная: 10, 12, 27, 55, 59, 73

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: