Цель и задачи: изучение истории развития древнерусского летописания, формирование навыка анализа текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для работы в исследовательских группах:
Группа I.
1. В чем своеобразие подхода летописца к изображению русских князей?
2. Какие типы изображения князей присутствуют в «Повести временных лет»? Как они связаны с идейным содержанием произведения?
Группа II.
1. Как летописцы изображают взаимоотношения князей и дружины? Какую роль играет дружина в летописном повествовании?
2. Каков характер изображения героев из народа в летописи?
Группа III.
1. Каков смысл заглавия Начального свода и «Повести временных лет»?
2. Как выражается позиция летописца? Какова роль пословиц, притч, прямых высказываний о лицах и событиях, библейских цитат и аналогий?
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
1. Привести примеры первичных жанров в составе «Повести временных лет».
|
|
2. Определить и обосновать, образы каких персонажей могут быть использованы для сопоставления с героями былин.
Источники: 13
Литература:
- обязательная: 8, 13
- дополнительная: 10, 12, 27, 59
Практическое занятие по теме 2.2.
«Зарождение и развитие древнерусской агиографии»
Время: 2 часа
Форма занятия: традиционная
Цель и задачи: изучение формирования и развития житийных жанров в древнерусской литературе, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для обсуждения:
1. Житийные жанры.
2. Агиографический канон.
3. Процесс формирования жанра в XI в. в литературе Древней Руси.
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
1. Проанализировать «Сказание о Борисе и Глебе», указать характерные для жанра черты композиции, изображения героев, стиля.
2. Проанализировать «Житие Феодосия Печерского», указать характерные для жанра черты композиции, изображения героев, стиля.
Источники: 7, 29, 37
Литература:
- обязательная: 8, 13
- дополнительная: 10, 12, 27, 59
Практическое занятие по теме 3.1.
«"Слово о полку Игореве…" как общерусский памятник»
Время: 4 часа