1. Два дровосека, два дровокола говорили про Варю, про Ларю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить — дело упустить.
(Объем текста – 130 слогов.)
Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева, мол, у гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь, мол,
Каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
(Объем текста — 100 слогов.)
Шкалы скорости чтения
Очень медленная.......................... 150 слов в минуту и менее
Медленная............................. 200 слов в минуту
Средняя ………………………250 слов в минуту
Выше средней............................. 300 слов в минуту
Быстрая......................................... 450 слов в минуту
Очень быстрая 550 слов в минуту
|
|
Б. Исследование особенностей темпа речевой деятельности чтения.
Цель исследования: определение индивидуальных особенностей темпа речи.
Инструкция: «Дан текст, состоящий из цифр и букв. Необходимо как можно быстрее и без ошибок прочитать его. Время фиксируется».
Предлагаемый «текст»:
А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ъ! Ию? = 734819 насон рамор виров иушчцфх 000756 коток рортрр 11+3=12 15:7=24:7==23 М+а=мА мА=мА =мама мама =папа каша+ша+кА кА+тя+тя
Анализ результатов. Показатели: высокий темп чтения равен времени до
44 сек., хороший – 41-45 сек., средний – 46-55 сек., низкий – 50-60 сек.
Примечание. При анализе результатов следует учитывать, что часто высокий темп чтения нередко коррелирует с холерическим темпераментом, хороший – с сангвиническим, средний – с флегматическим, а низкий – с меланхолическим темпераментом.
У детей темп речевой деятельности чтения во многом зависит от навыков чтения. Зависимость от темперамента и психомоторного темпа выражена в меньшей степени.
Темп речи может рассматриваться как речевая способность (при синхронном
переводе), как профессионально значимое качество речевой деятельности.
При прослушивании речевых сообщений и при переходе от собственной внутренней речи к внешней субъект речевой деятельности имеет дело с «динамической трансформацией материала как одним из актов умственной деятельности»*. Следует отметить, что это относится и к темпу протекания мнестических процессов: например, к быстроте актуализации ассоциаций и образов-представлений.
Чем быстрее научится субъект «перекодировать предметное содержание со своего индивидуального языка на код внешней речи, тем успешнее будет осуществляться обучение.
|
|
Контрольные вопросы
1. Перечислить основные причины низкой скорости чтения текста.
2. Как различать между собой скоростные параметры чтения текста на родном и неродном языках.
* *
*
Овладение (в теории и на практике) методикой психолингвистического эксперимента имеет важное значение в профессиональной подготовке коррекционного педагога. Это обусловлено тем, что предметом психолингвис- тического исследования являются, прежде всего, знаки языка, закономерности и особенности их использования в речевой деятельности человека, закономерности формирования языковых и речевых операций, обеспечивающих процесс речевой коммуникации. Основным предметом изучения в психолингвистическом эксперименте выступает слово – универсальный знак языка и основная психолингвистическая единица речи, – усвоение которого в процессе речевого онтогенеза является важнейшим условием полноценного формирования речевой деятельности.
Проблема овладения коррекционным педагогом методикой психолингвистического эксперимента является в настоящее время достаточно актуальной еще и потому, что данный («лингвопсихологический») метод исследования речевой деятельности пока еще недостаточно широко используется в практике коррекционно-логопедической работы. Исключением являются лишь некоторые из выше описанных экспериментальных методов. Так, под руководством дефектологов - педагогов высшей школы (В.К. Воробьевой, Р.И. Лалаевой, Л.Б. Халиловой, Т.В. Тумановой и др.) студенты факультетов специальной педагогики и психологии овладевают методикой ассоциативного эксперимента в различных его вариантах, а сам психолингвистический эксперимент стал неотъемлемой частью выпускных квалификационных работ, связанных с психолингвистической тематикой. По инициативе ведущих отечественных ученых в области логопедии (Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.) методы экспериментальных психолингвистических исследований (методы дополнения и завершения речевого высказывания, метод определения грамматической правильности) в «трансформированном» виде (в основном, как методы коррекционно-логопедической работы) активно внедряются в логопедическую практику.
Экспериментальный материал прикладной психолингвистики, на наш взгляд, может быть весьма эффективно использован в специальной педагогике в целях «модернизации» существующих и разработки новых программ специального педагогического и психолого-педагогического обследования детей и взрослых с проблемами в развитии, а также для создания и совершенствования коррекционно-педагогических технологий «речевой» логопедической работы.
Библиография
1. Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1977.
2. Артемов В.А. Речь – многофункциональный процесс // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н.Узнадзе. – Тбилиси, 1973.
3. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Под ред. Г.Я. Солганика. – М., 1982.
4. Афазия и восстановительное обучение / Под ред. Л.С.Цветковой и Т.А. Ахутиной. – М., 1983.
5. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 1985.
6. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.
7. Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983.
8. Батов В.И., Сорокин Ю.А. Применение метода семантического дифференциала для установления авторства текстов // Общая и прикладная психолингвистика. – М, 1973.
|
|
9. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. – М., 1999.
10. Белянин В.П. Психолингвистика. – М., 2004.
11. Блумфилд Л. Язык. – М., 1968.
12. Богин Г.И.Типология понимания текста. – Калинин, 1986.
13. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1, 2. – М., 1963
14. Бондарко Л.В., Зиндер Л.Р. Исследование фонетики // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
15. Борисова Т.А. Скорость чтения и стратегия смыслового выражения //Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. – М., 1976.
16. Боскис P.M., Левина Р.Е. Об одной из форм акустической агнозии // Невропатология, психиатрия и психогигиена. – 1936. – № 5.
17. Брудный А.А. Понимание как философская и психологическая проблема // Вопросы философии. – 1975. – № 10.
18. Брудный А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. – М., 1976.
19. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. – М. 1984.
20. Брчакова Д. О связности в устных коммуникантах // Лингвистика текста. – М., 1979.
21. Бюлер К. Теория языка. – М., 1993.
22. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. – М., 1987.
23. Виноградов В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка //Вопросы синтаксиса современного русского языка. – М., 1950.
24. Виноградова О.С, Эйслер Н.А. Выявление системы словесных связей при регистрации сосудистых реакций // Вопросы психологии. – 1959. – № 2.
25. Воробьева В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1986.
26. Воронин С.В. Основы фоносемантики. – Л., 1982.
27. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
28. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
29. Выготский Л.С. Проблема сознания // Собр. соч.: в 8 т. – М., 1982. – Т.1.
30. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 8т. – М., 1982. – Т.2.
31. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
32. Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания. – 1974. – № 6.
|
|
33. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. – М., 1966.
34. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – M., I976.
35. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
36. Глухов В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. – М., 1989.
37. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – Изд. 2-е. – М., 2004.
38. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – Изд. 2-е. – М., 2001.
39. Горошко Е.И.Языковое сознание. — М.: Институт языкознания РАН, 2002.
40. Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1984.
41. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М., 1985.
42. Доблаев Л.И. Логико-психологический анализ текста. – Саратов, 1969.
43. Доблаев Л.И. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 1982.
44. Долгова Л.А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся. – М., 1996.
45. Дридзе Т.М.Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М., 1984.
46. Егоров Т.Г. Очерки обучения детей чтению. – М., 1953.
47. Ерастов Л.П. Культура связной речи. – Ярославль, 1982.
48. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III –VII классов // Известия АПН РСФСР. – М., 1956. – Вып. 78.
49. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
50. Жинкин Н.И. Исследование внутренней речи по методу центральных речевых помех // Изв. АПН РСФСР.– М., 1960. – Вып.113.
51. Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи // Иностранные языки в школе. –№ 4. – М., 1965.
52. Жинкин Н.И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка //Теоретические проблемы прикладной лингвистики. – М., 1965.
53. Жинкин Н.И. Грамматика и смысл // Язык и человек. – М., 1970.
54. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
55. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.
56. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1998.
57. Журавлев А.П.Звук и смысл. – М., 1991.
58. Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. – Калинин, 1977.
59. Залевская А.А. Понимание текста. – Калинин, 1988.
60. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 1999.
61. Звоницкая А.С. Психологический анализ связности речи в ее развитии у школьников // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена. – 1941. – Т. 35.
62. Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. – М., 1969.
63. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. – М., 1976.
64. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка //Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 1985.
65. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2001.
66. Зиндер Л.Р., Штерн А.С. Факторы, влияющие на опознание слова //Материалы IV Все- союзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1972.
67. Ильясов И.И. Психологические и физиологические методы психолингвистического иссле-дования //Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
68. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Отв. ред. Е.Ф.Тарасов. – М., 1985.
69. Каменская О.Л.Текст и коммуникация. – М., 1990.
70. Карпова С.А. Осознание словесного состава речи дошкольниками. – М., 1967.
71. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2007.
72. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.
73. Компьютрная лингвистика // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XXIV. – М., 1989.
74. Краевская Н.В. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания. Дис. канд. филол. наук. – М., 1984.
75. Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. – Куйбышев, 1980.
76. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.
77. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). – М., 1936.
78. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.
79. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004.
80. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
81. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. – М., 1970.
82. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова: психолингвистические исследования. – М., 1971.
83. Леонтьев А.А. Исследование грамматики // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
84. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности, - М., 1974.
85. Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
86. Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
87. Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвисти- ческая лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979.
88. Леонтьев А.А. Психолингвистика // Психологический словарь. Изд.2. - М., 1996.
89. Леонтьев А.А. Психология общения. – Изд.2. – М., 1997.
90. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд.3-е. – М./СПб., 2003.
91. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
92. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Изд. 3-е. – М., 1974.
93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
94. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. – № 2.
95. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской. – М., 2002.
96. Лосева Л.И. Как строится текст // Под ред. Г.Я. Солганика. – М., 1980.
97. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950.
98. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
99. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики.- М., 1975.
100. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.
101. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд. 2-е. – Ростов на/Д., 1998.
102. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. – М., 1974.
103. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности. – М., 1968.
104. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., 1975.
105. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., 1974.
106. Маркосян А.С. Психолингвистические особенности синтаксиса разговорной речи. Дис. канд. психол. наук. – М., 1983.
107. Мастюкова Е.М. Исследование внутренней речи у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1971. – № 1.
108. Морозова Н.Г. О понимании текста // Изв. АПН СССР. – Вып. 7. – М., 1947.
109. Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. – М., 1983.
110. Общее языкознание / Под ред. А.Е.Супруна. – Минск, 1983.
111. Основы логопедической работы с детьми / Под общей ред. Г.В.Чиркиной, – М., 2002.
112. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А.Леонтьева. – М. 1974.
113. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М, 1988.
114. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997.
115. Пиаже Ж.П. Речь и мышление ребенка. – М./Л., 1932.
116. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. – Новосибирск, 1992.
117. Постовалова В.И. Язык как деятельность. – М., 1982.
118. Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989.
119. Прикладное языкознание. - СПб, 1996.
120. Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. Е.Ф. Тарасова. — М., 1993.
121. Психолого-педагогическая диагностика / Под общ. ред. И.Ю.Левченко. – М., 2003.
122. Розенгард-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. – М., 1948.
123. Ромметвейт Р. Слова, значения и сообщения // Психолингвистика за рубежом. – М., 1972.
124. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. – М., 1976.
125. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М./СПб., 2002.
126. Русский ассоциативный словарь / Сост.: Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. – М., 1994-2002.
127. Сахарный Л.В. К экспериментальному исследованию осознания значения слова // Живое слово в русской речи Прикамья. – Вып. 3. – Пермь, 1972.
128. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. – М., 1983.
129. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. – Л., 1989.
130. Секерина И. Процесс понимания и синтаксический анализ предложения // Вопросы языкознания. – № 3. – 1996.
131. Синтаксис текста // Под ред. О.С.Ахмановой. – М., 1979.
132. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. – М., 1974.
133. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / Под общ. ред. А.А.Леонтьева. Изд. 2-е. – М., 2003.
134. Словарь ассоциативных норм русского языка. – М., 1977.
135. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1962.
136. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое). – М., 1973.
137. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. – М., 1977.
138. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. – М., 1990.
139. Степанов Ю. С. Имена. Предикаты. Предложения. Семиотическая грамматика. – М., 1981.
140. Тарасов Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации // Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, А.М. Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М., 1979.
141. Тарасов Е.Ф. Введение в психолингвистику. (Лекции.) – М., 1991. Ч. I, II.
142. Торопцев И.С. Язык и речь. – Воронеж, 1985.
143. Уорт Д. Об отображении линейных отношений в порождающих моделях языка // Вопросы языкознания. – 1964. – № 5.
144. Уфимцева Н.В. Динамика и вариативность языкового сознания. Автореф. дисс. докт. психол. наук. – М., 1994.
145. Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии // Психологические и психофизиологические исследования речи. – М., 1985.
146. Ушакова Т.Н. Психолингвистика // Психология. – СПб., 2000.
147. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 2000.
148. Фрумкина Р.М. Объективные и субъективные оценки вероятностей слов // Вопросы языкознания. – № 2, 1966.
149. Фрумкина P.M. Лингвистическая гипотеза и эксперимент (о специфике гипотез в психолингвистике) // Гипотеза в современной лингвистике. – М., 1980.
150. Фрумкина Р.М. «Язык и мышление» как проблема лингвистического эксперимента // Изв. АН СССР. Сер. Литературы и языка, 1981. – Т.40. – № 3.
151. Фрумкина P.M. Психолингвистика. – М., 2001.
152. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972.
153. Хомский Н., Миллер Дж. Введение в формальный анализ естественных языков // Кибернетический сборник. Новая серия. – М., 1965. – Вып. 1.
154. Цветкова Л.С. Исследование нарушения предикативной функции речи при динамической афазии // Психологические исследования. – М., 1968.
155. Цветкова Л.С. Процесс называния предмета и его нарушение // Вопросы психологии, 1972. – №4.
156. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.
157. Цветкова Л.С., Стрельцына М.С. Нарушение понимания речи при афазии // Дефектология. – 1981. – № 5. – С. 3 -10.
158. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. – М., 2000.
159. Чистякова Г.Д. Смысловая структура текста как определяющий фактор его понимания // Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека. – М., 1979.
160. Шахнарович A.M. К проблеме психолингвистического анализа детской речи. Дис. канд. пед. наук. – М., 1974.
161. Шахнарович A.M. Лингвистический эксперимент как метод лингвистического и психолингвистического исследования // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
162. Шахнарович А.М. Семантика детской речи: психолингвистический анализ: Дис. док. филол. Наук. – М., 1985.
163. Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи. М., 1990.
164. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – 1997. – № 1.
165. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка раннего возраста. – М./Л., 1948.
166. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. – М., 1983.
167. Щерба Л.В. Опыт лингвистического толкования стихотворений // Русская речь. – Л., 1923. – Вып. I.
168. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // В.А.Звегинцев. История языкознания XIX—XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1965. – Ч. 2.
169. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 1974.
170. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 1962.
171. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.– М., 1978. – Т.1.
172. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. Т. 2., 1923.
173. Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. – М., 1986.
174. Acquisition of Language /U. Bellugi and R. Brown (ed.). – Lafayette, 1964.
175. Bates E., MacWhinney B. Functionalist approach to grammar // Language Acguition: The State of the Art. – Cambridge, 1982.
176. Berko J.G., Ratner N.B. Psycholinguistics. – New Jork, 1993.
177. Bloom L. Language Development. – Cambridge (Mass.), 1970.
178. Braine M.D.S. The insufficiency of a finite state model for verbal reconstructive memory // Psychonomic Science. – 1965. – V. 2.
179. Braine M.D.S. Children’s first word combination//Monographs of the Society for Research in Child Development. – 1976. – № 41.
180. Bruner J.S. From communication to language // Cognition. V.33. 1974-1975.
181. Carroll J.B. Language and thought. – Englewood Cliffs, 1964.
182. Chomsky N. A Review of Verbal Behavior, by B.F. Skinner // Language. – 1959. – V. 35. – № 1.
183. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. - Cambridge (Mass.), 1965.
184. Chomsky C. The Acquisition of Syntax in Children from 5 to 10. – Cambridge (Mass.), 1969.
185. Cramer R. L. Writing, Reading, and Language Growth. – Columbus, 1978.
186. Deese J. The Structure of associations in language and Thought. – Baltimore, 1965
187. Dubois D. Theories linguistiques, modeles informatiques, experimentation psycholinguistique – Paris, 1975.
188. Ervin-Tripp S., Slobin D.J. Psycholinguistics//Annual Review of Psychology. –1966. – V. 17.
189. Garrett M.F. Production of speech // Observations from normal and pathological language use // Normality and pathology cognitive functions. – London, 1982.
190. Harrell L. E. Comparison of the Development of Oral and Written Language in School-age Children. – Monog. Soc. Research in Child Devel. – 1957. – N. 66.
191. Kent H.G., Rosanoff A.J. A study of association insanity // Amer. J. of insanity, 1910. – V.67.
192. McNeill D. The Acquisition of Language. – New York, 1970.
193. Mehler J., Noizet G. Vers une modele psycholinguistique du locuteur // Textes pour une psycholinguistique. – Paris-La Haye, 1974.
194. Miller G.A. The place of language in a scientific psychology // Psychological Science. – 1990. – V. 1.
195. Miller G.A., Chomsky N. Finitary models of language user // Handbook of Mathematical Psychology. – New York, 1963. – V. 2.
196. Morton J. The effect of context in the visual duration of threshold worlds // Brit. Journal Psychology, 1964. V. 55.
197. Morton J. Consideration of grammar and computation in language behavior. (Mimeo). – Cambridge, 1968.
198. Noizet G. De la perception a la comprehension du langage. – Paris, 1980.
199. Osgood C.E. Method and Theory in Experimental Psychology. – New York, 1953.
200. Osgood C.E. On understanding and creating sentences//American Psychologist. – 1963. –V. 18. – № 12.
201. Osgood C.E. Semantic differential technique in the Comporative Study of Cultures // Readengs in the Psychology of Language. Englewood Cliffs. – Prentic-Hall, 1967.
202. Osgood C.E. Focus of Meaning. – Mouton, 1976.
203. Osgood C.E. Lectures on Language Performance. – New York, 1980.
204. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. – Urbana, 1957.
205. Psycholinguistics //A Syrvey of Theory and Research Problems/ Ch.E. Osgood, T.A. Sebeok (Ed.). Baltimore, 1954.
206. Saporta S. Relations between Psychological and Linguistic Units // Psycholinguistics. – Baltimor, 1954.
207. Skinner B.F. Verbal Behavior. – New York, 1957.
208. Slama-Cazacu T. Introduction to Psycholinguistics. – The Hague-Paris, 1973.
209. Steinberg D.D. An Introduction to Psycholinguistics. – London / New York, 1993.
210. Steinberg D.D., Hiroshi N., David P.A.. ed. Psycholinguistics: Language, Mind and World // Longman Linguistics Library. – 2001.
211. Steinthal H. Abriss der Sprachwissenschaft. – Berlin, 1871.
212. Studies of Child Language Development /Ch.A. Ferguson and D.I. Slobin (ed). – New York, 1973.
213. The Genesis of Language: a Psycholinguistic Approach. – Cambridge (Mass.), 1966.
214. Yngve V. A model and hypothesis for language structure// Proceedings of the American Philological Society. –1960. – V. 104. – № 5.
* Леонтьев А.А. Психолингвистика // Тенденции развития психологической науки. - М., 1989;
Психолингвистика // Психологический словарь. Изд.2. - М., 1996.
** Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997; Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиаг- ностические возможности. – М., 1983.
*** Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. – Калинин, 1977 и др.
**** Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд. 2-е. – Ростов на/Д., 1998, с.40.
* В.П. Глухов. Основы психолингвистики. – М.: АСТ: Астрель, 2005; Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
* Метод определяется в науке как совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности. Методика – это конкретный вариант того или иного метода, направленный на решение определенной исследовательской задачи.
* Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2001; Steinberg D.D., Hiroshi N., David P.A.. ed. Psycholinguistics: Language, Mind and World // Longman Linguistics Library. – 2001.
* Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // В.А.Звегинцев. История языкознания XIX—XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1965. – Ч. 2. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 1974.
* Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2003. – С.80.
* Вербальными тестами в психометрии принято называть также и те, у которых при факторном анализе обнаруживается высокий удельный вес вербального фактора.
* Особую группу вербальных тестов составляют задания насловесное описание сюжетных
картинок, широко применяемые при исследовании личности (ТАТ, Michigan Picture Test и др.).
* Эксперименты проводились Г. Б. Шаумаровым (1979).
* Deese J. The Structure of associations in language and Thought. – Baltimore, 1965; Osgood C.E. Focus of Meaning. – Mouton, 1976 и др.
** Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. – М., 1974; Лурия А.Р. Язык и сознание, - М., 1999.
* Стандартизированный вариант эксперимента со школьниками и взрослыми испытуемыми. (Прим. авт.).
** Deese J. The Structure of associations in language and Thought. – Baltimore, 1965.
*** Словарь ассоциативных норм русского языка. – М., 1977.
* Русский ассоциативный словарь / Сост.: Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. – М., 1994-2002.
* Deese J. The Structure of associations in language and Thought. – Baltimore, 1965.
* Словарь ассоциативных норм русского языка. – М., 1977; Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд.3-е. – М./СПб.,2003.
* Kent H.G., Rosanoff A.J. A study of association insanity // Amer. J. of insanity, 1910. – V.67.
* Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 1999.
** Условные обозначения: А.С. - в активном словаре, П.С. - в пассивном словаре; С.П. – ребенок соотносит слово-название с предметом или признаком, Н.С. - не соотносит.
* Здесь и далее возможен вариативный выбор актуализируемых слов-лексем в соответствии с требованиями общеобразовательных программ ДОУ и начальной школы.
** По 4-6 слов (предметных картинок) по каждой категории слов.
* При этом необходимо различать типическое как присущее группам испытуемых, и типичное, характерное для всех испытуемых, а также - типологическое, связанное с принадлежностью к типу
** Используются при обследовании детей младшего школьного возраста.
*** Для испытуемых, начиная со среднего школьного возраста.
* Предлагаются школьникам - учащимся 2-3 классов.
* Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. – Urbana, 1957.
* Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. – М., 1999; Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – Изд. 2-е. – М., 2001.
1 «Зашумленные» близкими по звучанию словами, составляющими «контекстуальное» окружение данного слова (Прим. авт.)
* Могут быть использованы предметные или ситуационные картинки.
** Используется соответствующий картинный материал.
*** По содержанию приведенного выше текста «Как Вася один дома остался».
* Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. Т. 2., 1923; Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974 и др.
* По определению А.Р. Лурии, термином «контекстная» речь определяется речевое высказывание, которое не требует дополнительных пояснений, это речь – «понятная исходя из ее собственного содержания» (1975, 1979).
* Вариант задания для старших школьников и взрослых.
* По классификации Р.Е.Левиной (1968) и Т.Б. Филичевой (2001).
** Вариант задания и методики балльной оценки, предложенный проф. И.Ю.Левченко (2004).
* Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. – М., 1999;
Шахнарович A.M. Лингвистический эксперимент как метод лингвистического и психолингвистического исследования // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974;
Цветкова Л.С., Стрельцына М.С. Нарушение понимания речи при афазии // Дефектология. – 1981. – № 5. – С. 3 -10.
* Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. – М., 1987;
Фрумкина Р.М. «Язык и мышление» как проблема лингвистического эксперимента // Изв. АН СССР. Сер. Литературы и языка, 1981. – Т.40. – № 3 и др.
** Идиома (от греч. idioma – особенность, cсвоеобразие) в лингвистике – устойчивое словосочетание, значение которого не выводимо из значения составляющих его компонентов-слов.
* Некоторые из этих слов (мурх, куздра) были предложены А.А. Щербой (1932) в качестве примеров к созданной им «модели» семантико-синтаксических «универсалий», составляющих структуру речевого высказывания.
* Маркеры - функциональные слова (артикли, союзы и суффиксы), устанавливающие класс
слова, отношение, значение, число.
** Используется для обследования лиц более старшего возраста (начиная со старшего школьного).
* Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997 и др.
* Компьютерная лингвистика // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XXIV. – М., 1989; Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. – М., 1999.
* Более подробно познавательный материал по данной проблеме см. в работах А.А. Леонтьева
(1974), Р.М. Фрумкиной (2001), В.П. Белянина (2004 и др.).
* Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Под ред. Г.Я. Солганика. – М., 1982; Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
* Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи // Иностранные языки в школе. – № 4. – М., 1965; Речь как проводник информации. – М., 1982.
* По Н.Д. Шматко и др., 1998.
* Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
* Рекомендуется для обследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
* А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. – М., 2003.
* Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1977; Брудный А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. – М., 1976 и др.
* Дридзе Т.М.Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М., 1984.
* См.: Комм А.Г. Реконструкция и воспроизведение// Советская педагогика. – М. - 1941, № 1.
* Егоров Т.Г. Очерки обучения детей чтению. – М., 1953; Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 1962; Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.– М., 1978. – Т.1.
* Два последних звена обеспечиваются не только сенсомоторным, но и (причем в определяющей сте-
пени) семантическим уровнем организации процесса чтения. [Прим. авт. - В.Г.]
* Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988, с.190.
** Morton J. The effect of context in the visual duration of threshold worlds // Brit. Journal Psychology, 1964. V. 55.
* Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956, с. 378.