Основные стратегии профконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы

Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в| профессиональном самоопределении: диагностическую (диагно-| стико-рекомендательную) и развивающую. Однако можно пред­ставить и несколько дифференцированные направления работы] разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопуС'1 тимые, нежелательные подходы (которым уделено мало внима-f ния в профориентационной литературе).

Допустимые стратегии.

Тестологическая. В ее основе — стандартизированные испытан» профпригодности. Данный подход имеет как свои преимущест так и недостатки. Основные преимущества тестологического под! хода: 1) при грамотном использовании тестов (при наличии кор| ректных норм, при использовании батарей методик, при проведе нии обследования, растянутого во времени, и т.п.) можно пс чить достоверные результаты; 2) с помощью тестов легко создават видимость большой и наукообразной работы (это важно для утверл дения себя как специалиста, особенно в глазах непрофессиона лов); 3) тесты позволяют формировать у клиентов (особенно школьников) мотивацию на самопознание (например, после пр ведения даже плохих тестов школьники часто интересуются: «О жите, что у меня получилось?») и т. п. Основные недостатки тес 1) очень сложно полностью стандартизировать процедуру обслед^ вания и сами тесты (например, если кто-то в классе просто удач пошутит по поводу некоторых формулировок вопросов теста, то пс громкого хохота стандартность процедуры будет сильно нарушен и т.п.); 2) большинство профессиональных тестов просто некач<§ ственные; 3) часто тесты не позволяют учитывать меняющиеся сг собности клиента (особенно подростка), рекомендации по резул татам обследования имеют невысокую прогностичность и т. п.

Информационно-просветительская. Главная задача здесь — оружить клиента необходимой информацией, а там уж он «с разберется». Однако в «информационную эпоху» существует ный переизбыток информации и проблема часто заключается! том, как помочь клиенту в этой многообразной и противоречш информации разобраться. А это сложно сделать без помощи щ консультанта.


Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор \и вообще самоопределение можно «рационально про­считать». Наиболее популярны сейчас разработка и использова­ние компьютерных методов при принятии решения. Это вполне обосновано, но при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства. Наиболее перспективная схема «компьютер — живое общение с консультантом».

«Глубинная», психоаналитическая стратегия. Она основана на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося че­ловека и направлении этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления, как «элитарные ориентации» (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного успеха — с другой).

«Гуманистическо-психотерапевтическая». Это стратегия базиру­ется на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи недооценивают роль социума в формировании личности, хотя самоопределяется чело­век именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых якобы «осуществился лич­ностный рост» при работе в психотерапевтических группах, часто не способны понять, что происходит в окружающем мире. Следо­вательно, им трудно самоопределиться в реальном социокультур­ном пространстве, и их жизненные и профессиональные выборы лишь частично «успешные», поскольку нередко такие люди про­сто «выпадают» из культуры, ориентируясь лишь на удовлетворе­ние своих чисто обывательских потребностей.

Организационно-управленческая. В основе этой стратегии — ре­ально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предпри­ятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает рабо­ту конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в современных условиях нашей страны это окажется реальностью, то следует помнить, что такая система предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными ли­цами. Важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы нередко становится способность консультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты.

«Частичные услуги». Стратегия предполагает ограниченную по­мощь: например, только профдиагностика, или только профин-Формирование, или помощь в принятии решения. Многие проф-консультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг»,


так как не всегда возможно оказать полноценную помощь ио всем важным компонентам схемы построения личной профессиональ­ной перспективы (см. 2.4).

Идеологическая {воспитательная, мировоззренческая). В основе этой стратегии — предположение о том, что на жизненные выборы; оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. ■ Например, идея «служения царю и Отечеству» в дореволюцион- ■ ной России или идеи «индустриализации», «освоений целины»] и т. п. в советские периоды истории страны. Очень валено понять, | какие идеи господствуют в обществе сейчас (возмож/но, для ка-] ких-то масс людей это идея «накопительства любыми путями»! или даже идея «поскорее и подальше уехать из этой страны», а| для каких-то людей это стремление не потерять совесть в такой! сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но| может быть именно это — самое главное в профессиональном личностном самоопределении.

«Принудительная». Подобная стратегия — для особых случаев^ например, при выборе рода войск для призывника, при распре-| делении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор про­фессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. Пер спективным вариантом данной стратегии является пока еще ред­ко практикуемая подготовка специалистов с высшим образовани­ем из числа заключенных в колониях (правда, в основном по npoij фессиям социальной сферы). Во-первых, для многих освобождаю* щихся из мест лишения свободы это редкий шанс стать дочными членами общества (а стремление к этому есть у многих) Во-вторых, специалисты отмечают высокую мотивацию заклю^ ченных к приобретению таких профессий. К сожалению, в наше! стране средств для этого пока не хватает, и финансируют таки| рроекты зарубежные благотворительные фонды. Между тем имен! но в условиях современной России проблема заключенных явля§ ется одной их самых острых (с учетом того, что заключенных нас слишком много). На первый план в этой стратегии выход помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных даже унизительных выборах.

Активизирующая стратегия. В ее основе лежит реальное взаи| модействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта пс строения своей жизни. Важным условием такой стратегии являе! ся активная, творческая позиция самого профконсультанта, пс скольку клиент и консультант фактически образуют единую сие тему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать един! субъектом решения профконсультационной проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: