1. Цели и задачи большевиков в сфере культуры.
Сущность процесса перестройки Ленин определил как «культурная революция». Главной задачей была идеологизация культуры - превращения всех институтов культуры в инструмент воздействия правящей партии на население. Внедрение во все структуры марксистско-ленинской идеологии, как единственной. Демократизация культуры - возможность для широких масс пользоваться теми благами, которых они были лишены в царской России
2. Периодизация.
2.1. Культура в годы революции и гражданской войны
Контроль партии в сфере культуры ещё не был тотальным: допускалось разнообразие в творчестве до начала 20-х гг.
Направления государственной политики в сфере культуры:
2.1.1. Ликвидация безграмотности
2.1.2. Создание новой школы - ноябрь 1918 г. «Положение о новой школе»:
Ø преемственность в системе образования - раньше преемственность была разорвана при поступлении в гимназии: не требовалось аттестата об окончании начальной школы, но требовалось знание предметов, которые в ней не преподавались;
|
|
Ø преподавание на родных языках;
Ø устанавливались две ступени образования - 5 лет начальной школы и 4 года старшей школы, дававшей аттестат зрелости;
Ø широкая доступность образования - на практике обязательного образования удалось достичь лишь в 1930- гг.;
Ø растущая политизация образования - история заменяется социологией.
2.1.3. Создание высшей школы
2.1.4. Литература и искусство
2.2. Культура в годы НЭПа
Многообразие художественных стилей заменяется соцреализмом.
Направления культурной политики:
2.2.1. Борьба с неграмотностью
2.2.2. Высшая школа
2.2.3. Изменения в сфере культуры и искусства
2.3. Культура «наступления социализма по всему фронту» - в условия Сталинской модернизации