Предмет изучения и основные проблемы психолингвистики

Психолингвистика относительно молодое направление научных исследований, оформившееся в середине ХХ века на пересечении проблем, которые традиционно разрабатывались языкознанием (лингвистикой), психологией и логикой.

Языкознание (лингвистика) анализирует структуру языковых средств и грамматические закономерности их организации в составе высказываний.

Логика формулирует основания и законы в соответствие с которыми судят о верности (не верности) результатов мышления. Логика не выявляет законов в соответствии с которыми мыслит человек. (Левицкий, 2005; С. 202).

Предметом изучения психолингвистики выступают отношения между опосредствованным языком образом мира человека(системой присвоенных субъектом значений), который обеспечивает ориентировку и деятельность в реальном предметном мире (Леонтьев А.А., 1997).

Центральные проблемы психолингвистики:

1. Закономерности формирования и развития речевых действий и методы их изучения.

2. Психологические механизмы порождения и восприятия речи.

3. Иерархическая организация речевого действия. Отношения между языком и речью.

4. Речь и психическое развитие человека. Роль речи в развитии и формировании высших психических функций человека.

5. Отношения между психическими функциями и речевыми действиями, между сознанием и языком, между мышлением и речью.

6. Проблема формирования вербальных значений на основе предметных значений. Взаимосвязи между предметными и вербальными значениями.

7. Проблема отношений между когнитивным (средство обобщения и построения образа мира) и коммуникативным (средство общения) аспектами использования языка.

Этот список может быть продолжен. При этом для разных направлений развития научной психолингвистики в качестве центральных могут выступать различные проблемы. И даже предмет исследования может выделяться на других теоретических основаниях.

1.1.2. Теории и теоретические модели в психолингвистике (Леонтьев А.А., 1997)

В современной психологии, лингвистике и психолингвистики существует множество теоретических подходов и большое количество моделей, в которых фиксируются разнообразные аспекты организации речевых действий человека.

При этом полезно отметить, что одни и те же речевые действия у разных людей могут строиться на основе разных операций – разных способов их организации. Поэтому в процессе научного анализа способов и механизмов формирования и развития речевых действий человека невозможно свести их к одной единственной модели. Вместе с тем разные речевые действия могут строиться на основе сходных операций – одного и того же способа организации, которому может соответствовать одна модель (один и тот же психологический механизм).

В свою очередь, способы построения моделей во многом определяются исходными теоретическими позициями, которые занимает ученый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: