Психолингвистика относительно молодое направление научных исследований, оформившееся в середине ХХ века на пересечении проблем, которые традиционно разрабатывались языкознанием (лингвистикой), психологией и логикой.
Языкознание (лингвистика) анализирует структуру языковых средств и грамматические закономерности их организации в составе высказываний.
Логика формулирует основания и законы в соответствие с которыми судят о верности (не верности) результатов мышления. Логика не выявляет законов в соответствии с которыми мыслит человек. (Левицкий, 2005; С. 202).
Предметом изучения психолингвистики выступают отношения между опосредствованным языком образом мира человека(системой присвоенных субъектом значений), который обеспечивает ориентировку и деятельность в реальном предметном мире (Леонтьев А.А., 1997).
Центральные проблемы психолингвистики:
1. Закономерности формирования и развития речевых действий и методы их изучения.
2. Психологические механизмы порождения и восприятия речи.
|
|
3. Иерархическая организация речевого действия. Отношения между языком и речью.
4. Речь и психическое развитие человека. Роль речи в развитии и формировании высших психических функций человека.
5. Отношения между психическими функциями и речевыми действиями, между сознанием и языком, между мышлением и речью.
6. Проблема формирования вербальных значений на основе предметных значений. Взаимосвязи между предметными и вербальными значениями.
7. Проблема отношений между когнитивным (средство обобщения и построения образа мира) и коммуникативным (средство общения) аспектами использования языка.
Этот список может быть продолжен. При этом для разных направлений развития научной психолингвистики в качестве центральных могут выступать различные проблемы. И даже предмет исследования может выделяться на других теоретических основаниях.
1.1.2. Теории и теоретические модели в психолингвистике (Леонтьев А.А., 1997)
В современной психологии, лингвистике и психолингвистики существует множество теоретических подходов и большое количество моделей, в которых фиксируются разнообразные аспекты организации речевых действий человека.
При этом полезно отметить, что одни и те же речевые действия у разных людей могут строиться на основе разных операций – разных способов их организации. Поэтому в процессе научного анализа способов и механизмов формирования и развития речевых действий человека невозможно свести их к одной единственной модели. Вместе с тем разные речевые действия могут строиться на основе сходных операций – одного и того же способа организации, которому может соответствовать одна модель (один и тот же психологический механизм).
В свою очередь, способы построения моделей во многом определяются исходными теоретическими позициями, которые занимает ученый.