Что выступает в качестве функциональной основы образа мира и сознания человека?

В культурно-историческом системно-деятельностном подходе к анализу и объяснению пси хических явлений первичным признается не индивидуальное, а общественное сознание, рассматриваемое как совокупность совместных (общественных) знаний, как культурно-исторический опыт, который фиксируется в орудийных и знаково-символических средствах, фрагментами содержания которого потенциально могут обмениваться члены различных сообществ людей. Производное от общественного сознания индивидуальное сознание формируется как особые способы ориентировки человека в окружающем мире, которые актуализируются, фиксируются и передаются с опорой на знаково-символические средства в совместной деятельности и общении. Такие способы психической ориентировки, в свою очередь, обеспечивают субъекту опосредствованную знаково-символическими средствами произвольную и рефлексивную организацию и регуляцию действий, общения, деятельности. Поэтому исходные функции сознания не созревают изнутри организма, а «врастают в субъекта» из внешних форм взаимодействия с другими людьми (Верч, 1996; Выготский, 1982, 1983; Леонтьев, 1983).

Вытеснение биологических закономерностей организации сообществ у предковых форм человечества и формирование культурно-исторических (общественно-исторических) отношений в человеческом обществе в отечественной научно ориентированной психологии, как правило, объясняется тремя типами взаимосвязанных факторов:

· Объединением «пралюдей» в сообщества, организованные на основе разделения и распределения действий (труда) в рамках совместной деятельности.

· Изготовлением и сохранением орудийных средств, обеспечивающих развитие общественных видов деятельности во взаимодействиях человечества с природной средой.

· Развитием языка и речевой коммуникации, которые исходно служат организации действий в совместных формах деятельности.

Эти же факторы рассматриваются как детерминанты формирования и развития общественного сознания, на основе которого формируется и индивидуальное сознание каждого человека. Способы приспособления к меняющимся условиям среды на основе эволюционно-биологического преобразования организма, в человеческих сообществах замещаются способами изменения природной среды на основе накопления общественно-исторического опыта. Задачи приспособления к меняющимся условиям среды в человеческих сообществах переносятся с процессов эволюционно-биологического преобразования организма на процессы изготовления вспомогательных орудийных и знаково-символических средств, которые обеспечивают: а) построение человеческой культуры путем преобразования природной среды; б) совершенствование психических функций человека (высших психических функций).

При этом действия, которые выполняет человек: а) начинают определяться не биологическими потребностями и непосредственными условиями окружающей среды, а общественной необходимостью или общественными задачами; б) приобретают объективное значение в составе общественной деятельности.

Значения исходно существуют вне субъекта – в качестве объективных способов использования предметов, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности. Структура значений (обобщений) развивается и совершенствуется в онтогенезе. Сначала преимущественно через непосредственное знакомство с предметами и явлениями, объективные значения которых для достижения различных целей в человеческой деятельности обозначаются и фиксируются с помощью знаково-символических средств. Позднее – через овладение способами использование языка и других знаково-символических средств, которые позволяют актуализировать и выстраивать новые значения (представления, понятия) в образе мира субъекта.

Слова (знаки) замещают предметные характеристики явлений и событий, фиксируя их объективное значение, и позволяют произвольно организовать выполнение умственных действий над вербализованными значениями. Знак «напоминает» человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в определенном сочетании участвовать разные психические функции (Гальперин, 1998).

Сознание ребенка есть результат его включения в общественные формы человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения (Леонтьев А.А., 2001; Леонтьев А.Н, 1994).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: