По мере развития человеческого общества и совершенствования познавательной деятельности, развиваются все более сложные последовательности ориентировочных действий, которые обеспечивают установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начинают актуализироваться и фиксироваться с помощью языковых средств на основе развития грамматических и логических средств и способов их организации.
Увеличивающееся пространственно-временное отделение в человеческой деятельности умственных ориентировочных компонентов выполняемых действий от практических внешне исполнительных компонентов ведет к развитию различных видов умственных ориентировочно-познавательных и исследовательских действий и деятельностей. При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на знаково-символические средства межпредметные связи и отношения могут приобретать сколь угодно большую протяженность.
По мере увеличения протяженности таких последовательностей мыслительных операций и действий, а также их постоянного повторного воспроизведения, выделяются, обобщаются и фиксируются закономерные способы установления определенных типов межпредметных отношений и связей с помощью языковых грамматических и логических операций. Позднее для целей строгого фиксирования различных способов установления межпредметных отношений и связей начинают разрабатываться искусственные знаково-символические системы – логика, математика, символика в химии и т. д. (Глотова, 1991; Леонтьев, 2000; Салмина, 1981, 1988; Соломоник, 1995).
|
|