Как знаково-символические средства включаются в жизнедеятельность людей?

1. Знаково-символические средства: а) меняют внутреннюю структуру психической деятельности человека; б) позволяют на основе межсубъектной коммуникации генерировать, фиксировать и транслировать надындивидуальный общественно-исторический опыт в культуре.

При этом знаково-символические (как и орудийные) средства амбивалентны: а) могут становиться особым культурным средством (функциональным органом субъекта), обеспечивающим получение определенного результата; б) могут противополагаться субъекту как особый объект деятельности.

2. В системе человеческой деятельности знаки, символы и орудия занимают место средств одновременно в двух системах отношений: субъектно-объектных и межсубъектных.

Использование знаково-символических средств во внешнем межсубъектном плане обеспечивает развитие культуры как системы принятых обществом способов организации действий и деятельностей.

Использование знаково-символических средств для актуализации представлений и действий с представлениями в умственном психическом плане обеспечивает формирование опосредованного культурой индивидуального сознания и рефлексивного образа мира.

3. Исходное подчинение поведения и жизнедеятельности законам природы по мере развития человеческого общества преобразуется в деятельность, организуемую и осознаваемую в соответствие с культурными образцами и нормами.

· Знаковые воздействия, направленные от коллектива к субъекту, преобразуют систему психической организации субъекта в отношениях с другими людьми и с объектами окружающего мира.

· Знаковые воздействия, направленные от субъекта к коллективу позволяют переносить индивидуальный опыт в культурную память коллектива.

4. Если знаки и символы есть внешние средства организации действий и деятельностей, то значение знаково-символических средств есть способы выполнения тех идеальных (умственных) действий и операций, которые необходимо осуществить для интерпретации этих знаков.

· Значение знаков есть семантические единицы, пользуясь которыми человек может строить (репрезентировать) в образе мира разнообразные модели предметного мира.

· Различные способы использования знаково-символических средств выступают в качестве схем, направляющих умственные операции и действия у всех субъектов, владеющих значением.

· Такими способами использования знаково-символических средств и умственными способами деятельности человек должен овладеть в процессе культурного развития.

5. Следует разводить: а) схемы действий в индивидуальном сознании как индивидуально-психологическую категорию; б) схемы действий как единицы общественного сознания.

Схема действий: а) первично является внешним по отношению к субъекту способом преобразования объектов, который выступает для субъекта в качестве предмета освоения; б) вторично выступает в качестве репрезентации (представления) присвоенного способа преобразования объектов, актуализирующегося в индивидуальном сознании субъекта.

6. Знаки и символы включаются в деятельность человека в качестве особых инструментальных средств, совмещая две основные функции: а) посредников между субъектом и объектом, обеспечивая процессы познания; б) посредников между субъектами, обеспечивая процессы коммуникации (Л.С. Выготский: «единство общения и обобщения»).

Особенность информационных связей в человеческой деятельности, которые обеспечиваются знаково-символическими средствами, заключается в разведении и интеграции:

· Субъектно-объектных отношений, в которых: а) источником информации выступает предмет; б) средствами выступают иконические и сигнально-индексальные типы информационной связи; в) результатом выступает знание об объекте.

· Субъектно-субъектных отношений, в которых: а) источниками и приемниками информации выступают субъекты с их способностью к репрезентации опыта; б) средствами выступают знаково-символические типы информационной связи; в) результатом выступают процессы понимания мыслей и чувств одного субъекта другим.

7. В субъектно-объектных и межсубъектных отношениях знаково-символические средства выступают в трех основных аспектах, обеспечивая три типа информационных процессов:

Праксиологический аспект – процессы перенесения информации от субъекта к объекту в актах «опредмечивания» идеального образа.

Благодаря отделению мотива деятельности от целей текущих действий на место биологических программ, управляющих поведением животных, приходят культурные программы сознательных целенаправленных человеческих действий (А.Н. Леонтьев).

Индивидуальные цели действий в образе мира субъекта имеют не природное, а культурно-историческое происхождение. Выраженная знаковыми средствами цель приобретает в праксиологических знаковых процессах характер начальной причины действий (телеологичность).

Выполняя праксиологическую функцию, знаки актуализируют репрезентацию отсутствующих предметных ситуаций в сознании субъектов, а также репрезентацию определенных действий, которые возможно выполнить по отношению к предметам и явлениям.

Гносеологический аспект – процессы «построения информации» субъектом в процессах познания объекта. Благодаря абстрагированности от конкретных предметных ситуаций обобщенных и унифицированных признаков, знаки и символы обеспечивают возможность понятийного познания.

Выполняя гносеологическую функцию знаки, как правило, фиксируют объективные свойства предметов и явлений.

Аксиологический аспект – процессы соотнесения двух указанных направлений информационных потоков в актах совместной оценки: согласование программ поведения, деятельности между субъектами (целей, планов) с представлениями и понятиями, полученными в результате познания объектов.

Выполняя аксиологическую функцию знаки, выражают результаты оценки путем присвоения предметам и явлениям ценностных, эмоционально-оценочных характеристик и свойств.

Использование знаковых средств обеспечивает фиксирование и трансляцию общественных (социокультурных) ценностных ориентаций, а также возможность выражать индивидуальные ценностные ориентации (Чертов, 1993).

Каковы отношения между психическим образом и знаково-символическими средствами?

1. При анализе опосредствованных знаками информационных процессов наблюдается смешение гносеологической проблематики с семиотической проблематикой. Это проявляется:

· В смешении или сведении друг к другу: а) семантических связей между знаком и его значением; б) гносеологических отношений между психическим образом объекта и самим объектом. (Ошибочное рассмотрение ощущений, образов, представлений в качестве знаков.)

· В смешении: а) вопросов об адекватности результатов познания свойствам познаваемого объекта; б) с вопросами об использовании орудийных и знаковых средств для получения таких результатов. (Неверное приписывание знакам значений «истинности» и «ложности», которые могут быть приписаны только действиям, представлениям, понятиям, но не знакам. При этом возможно неверное использование знаков.)

2. Знаки не могут рассматриваться в качестве самостоятельной формы познания, альтернативной образам и представлениям. Образы и представления не могут в семиотическом плане быть альтернативой знакам, которые используются в качестве средств коммуникации и средств познания.

Предметный образ это результат сложных перцептивных операций субъекта, которые обычно скрыты от сознания субъекта. Образы существуют для субъекта в качестве: а) результатов непосредственных перцептивных действий (исходно) и интерпретации знаково-символических информационных связей субъекта с миром (производно); б) источника актуализации новых взаимодействий с миром и порождения новых знаковых сообщений.

Умственные действиячеловека (представления, умственные формы мышления) выступают результатом интериоризации предметных действий, планирование и ориентировка которых отделяется от их предметно-практической реализации. При этом знаки (внешняя и внутренняя речь) используются как средства актуализации представлений и организации интериоризированных предметных действий.

Категоризация предметов и явлений с помощью знаков опирается на выработанный в культуре предметный код, который ставит в соответствие друг другу: а) устойчиво повторяющиеся воспринимаемые признаки различной модальности; б) «значение» предметов, роль которого исполняет сложившееся в культуре представление об их функциях и способах использования.

3. В обыденном сознании наблюдается слитность, нерасчлененность познавательных и оценочных характеристик объекта, а также психологических характеристик субъекта, фиксируемых, актуализируемых и выражаемых с помощью знаков, поскольку одни и те же грамматические формы выполняют разные функции:

· С помощью знаков могут фиксироваться, актуализироваться и выражаться: а) объективные свойства предметного мира (…кирпичный дом, …светло в этом доме); б) субъективные оценки объективных свойств предметного мира (…мне хорошо в этом доме), а также результаты обобщенной оценки, путем приписывания особых свойств самому предмету (хороший дом).

· С помощью знаков могут фиксироваться, актуализироваться и выражаться психические состояния и процессы субъекта: а) в словах могут фиксироваться и репрезентироваться субъективные и эмоциональные состояния говорящего (…мне весело); б) в словах могут фиксироваться и репрезентироваться акты мышления говорящего (…предполагаю, что…).

По мере овладения способами использования знаково-символических средств формируется производная метаязыковая функция знаков в деятельности человека: знаки направляются на фиксирование, анализ и согласование используемых в ходе общения и познания окружающего мира различных знаково-символических средств (Чертов, 1993).

В чем заключаются основные виды знаково-символических (семиотических) действий?

С момента рождения ребенок включается во взаимодействия с людьми и предметами человеческой культуры, в которых последовательно овладевает способами использования знаково-символических средств. Формируются знаково-символические действия (Салмина, 1981, 1988):

Указание (индексация) – единичные знаково-символические средства используются в присутствии самого объекта действия (обозначаемого) с целью его выделения или фиксирования.

Замещение – единичные знаково-символические средства используются в отсутствии объекта действия (обозначаемого) для замещения ситуаций, объектов, действий без раскрытия их содержания.

Кодирование-декодирование (передача сообщений) – в отсутствии обозначаемых объектов используются системные знаково-символические средства, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи замещаемого содержания. Действия и операции при передаче сообщений с помощью языка и жестов, с последующим формированием внутреннего плана действий.

Установления понятийной иерархической категоризации, ведет к формированию операций и действий схематизации, на основе которых осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций.

Моделирование – знаково-символические средства становятся объектом действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом содержании. Модели и отношения между моделями могут опираться на два принципа:

Параллельно с развитием различных типов знаково-символической деятельности, развиваются присущие им внутренние операциональные компоненты:

· Различение двух планов – обозначаемого предметно-семантического содержания и обозначающих средств.

· Определение типа связей между двумя планами деятельности.

· Освоение алфавитом знаковых систем и правил работы с ними.

· Овладение правилами перевода взаимодействий субъекта с реальностью на знаково-символический язык.

· Овладение правилами оперирования и правилами преобразования знаково-символических средств.

· Овладение операциями порождения знаково-символических средств.

5.2.3. Включение знаково-символических средств в состав действий человека в онтогенезе

(Глотова Г.А., 1990)

1. Полезно выделять три основных типа знаково-символических действий:

Знаково-символические действия в самом широком значении – это реальные акты взаимодействий человека со всей окружающей действительностью, в которых он приобретает механизмы своей собственной индивидуальной жизнедеятельности. Это взаимодействия с другими людьми, использование орудий труда, предметов потребления и т.д. Освоение механизмов знаково-символических действий первого типа опирается на жизнедеятельность организма – механизмы дыхания, пищеварения, опорно-двигательную систему и т.д.

Знаково-символические действия в промежуточном значении – это такие свойства других людей и предметов, которые формируют механизмы анализаторно-ориентационной деятельности человека на основе естественных анатомо-физиологических образований человеческого тела (естественная речь, мимика, жесты, зрительные образы, запахи, эмоциональные переживания и т.д.). Освоение механизмов знаково-символических действий второго типа опирается на анализаторный уровень жизнедеятельности.

Знаково-символические действия в узком (собственном) значении – это специально выделенные внешние по отношению к телу человека предметы (знаково-символические средства) максимально приспособленные к выполнению и повышению эффективности ориентировочно-исследовательских функций и имеющие лишь одно применение – отражать собой нечто качественно иное (письменность, математические, химические и другие знаково-символические системы). Освоение механизмов знаково-символических действий третьего типа основывается на включении человека в активные формы общения и деятельности с другими людьми.

Историческое развитие языков и знаков, а также их освоение человеком в онтогенезе идет в направлении от знаков в широком значении через знаки в промежуточном значении к знакам в узком значении.

2. Человек, как материальный носитель способов и механизмов человеческой жизнедеятельности является генетически первичным «знаком» для младенца. Во взаимодействии с другими людьми каждый человек реализует четыре взаимосвязанные семиотические функции, которые могут быть неосознанными или сознаваемыми:

· Быть знаком для другого человека – образцы поведения, саморегуляции, образа жизни.

· Быть знаком для самого себя – ориентировка в механизмах собственной психики и поведения.

· Воспринимать другого человека в качестве знака.

· Относиться к себе и воспринимать себя в качестве знака.

3. Используемые знаково-символические средства начинают представлять определенный единый класс познаваемых объектов: знак, фиксирует и актуализирует определенный способ ориентировки и организации действий. Это и позволяет использовать знаково-символические средства для познания всех других объектов данного класса.

В каждый исторический момент за каждым знаковым образованием стоят механизмы наилучших и наиболее эффективных способов действий с определенными объектами, которые и выступают в качестве значений. Такие способы действий могут быть интериоризированы субъектом в разных формах:

· В формах схем организации практических действий с объектами.

· В формах схем действий с образами и представлениями объектов и предметов.

· В формах схем действий с внешними знаковыми образованиями.

· В формах схем действий с образами и представлениями знаковых образований.

4. Овладение различными схемами действий (механизм интериоризации) предполагает:

· Переход от коллективных форм деятельности к индивидуальным: формирование устойчивых внутренних индивидуальных механизмов осуществления внешней практической деятельности в процессе реализации такой деятельности совместно с другими людьми.

· Переход от материальных форм действий к идеальным: от действий с объектами к действиям с образами и представлениями, а также к действиям с заместителями таких действий и образов – знаками и символами.

При этом различные схемы действий могут быть усвоены человеком а) на уровне их воспроизведения и функционирования; б) на уровне их творческого использования, развития и совершенствования.

Стадии стихийного освоения знаково-символических действий (речевых, игровых, изобразительных) дошкольниками

(Глотова Г.А., 1990)

1. Под влиянием взаимодействий с взрослыми у детей происходит связывание звуков, действий, графических каракулей с какими-либо объектами (предметами, явлениями). Появляется способность с использованием знаков указывать на данные объекты, а позднее и замещать их.

· В развитии речи (от 9 месяцев до 1,5 лет) – слова, обозначают целые ситуации.

· В развитии игры (с 1 года до 2 лет) – перенос освоенных действий с одних предметов на другие, одноактные действия с предметами-заместителями.

· В развитии рисования (с 2 до 3 лет) – появление каракулей, которые называются ребенком, но не имеют никакого сходства с обозначаемым содержанием.

2. На смену изолированным заместителям начинают приходить их системы – заместители становятся расчлененными по определенным правилам.

· В развитии речи (от 1,5 до 2лет) – переход к многословным предложениям при отсутствии четкой синтаксической согласованности.

· В развитии игры (от 2 до 3 лет) – соединение одноактных действий в последовательности из действий без их четкой логической сюжетной связности и взаимной подчиненности.

· В развитии рисования (от 3 до 4 лет) – от изображений отдельных изолированных частей предметов к построению сюжетов без соблюдения пропорций и перспективы. Часто наблюдается «прозрачность рисунка» – изображение невидимых частей предметов.

3. Уточнение и корректировка используемых семиотических систем, их согласование с задаваемыми взрослыми образцами и эталонами, а также осознание некоторых семиотических закономерностей.

· В развитии речи (с 2 лет) – исчезают ошибки в согласовании слов, появляется словообразовательное творчество.

· В развитии игры (с 3 лет) – всестороннее совершенствование сюжетно-ролевой игры.

· В развитии рисования (с 4 лет) – от рисования схем к правдоподобным изображениям.

Иерархическая организация познавательного опыта с помощью знаково-символических средств

(Щедровицкий Г.П., 1995)

1. Определенный способ воздействия человека (человечества) на объект выделяет какое-либо свойство объекта (предмет), которое в качестве предмета фиксируется и объективируется с помощью знаково-символических средств. Знаково-символические средства становятся материальными (онтологическими) носителями определенного предметного содержания – знаний.

2. Фиксированный с помощью знаково-символических средств опыт может включать несколько «плоскостей замещения»:

· Определенный способ оперирования с каким-либо диапазоном объектов ведет к результатам, которые фиксируются с помощью знаков. Образуется первая плоскость замещения.

· Знаки, фиксирующие результаты оперирования с объектами, могут организовываться в самостоятельные оперативные системы и употребляться в соответствии со специальными правилами, образуя вторую плоскость замещения.

· Далее эта вторая плоскость замещения может становиться объектом последующей деятельности – деятельности со знаками и значениями. Результаты такой деятельности могут фиксироваться с помощью других знаково-символических средств, которые так же могут организовываться в формальные оперативные системы и начинают составлять третью плоскость замещения; и т.д.

Внутри каждой из плоскостей могут гипотетически конструироваться теоретические объекты в форме всевозможных схем, изображений моделей и т.п.

3. Значение знака (понятие) есть вся цепь соотнесений знака с его объективным содержанием. Связь между значением и знаком становится полноценным понятием, если человеком усвоено: 1) назначение предмета (что и для чего?) и 2) способ использования предмета (как?).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: