ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА (СЕРБСКОГО)
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальности
1-21 05 04 Славянская филология
СОГЛАСОВАНО Председатель учебно-методического объединения по гуманитарному образованию ________________ В.Л. Клюня ________________________ | СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования ________________ Ю.И. Миксюк ________________________ |
Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ________________ В.И. Шупляк | |
Эксперт-нормоконтролер ________________ ________________________ |
Минск 2010
СОСТАВИТЕЛЬ:
Н. В. Супрунчук – доцент кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Отдел славистики и теории языка государственного научного учреждения «Институт языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси»;
|
|
О. В. Писецкая – доцент кафедры общего языкознания учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет», кандидат филологических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета (протокол № 8 от 25.05.2010);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 03.06.2010);
Научно-методическим советом по филологическим специальностям учебно-методического объединения по гуманитарному образованию (протокол № 5 от 27.05.2010).
Ответственный за редакцию: Супрунчук Н.В.
Ответственный за выпуск: Волотовская Н.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Теоретическая грамматика славянского языка (сербского)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 04 «Славянская филология». Курс «Теоретическая грамматика славянского языка (сербского)» включает не только разделы, традиционной относимые к грамматике в отечественной лингвистике (словообразование, морфологию, синтаксис), но и фонетику, являясь, таким образом, крупнейшей, интегральной дисциплиной в подготовке сербиста.
Цель – организовать изучение студентами основных сведений по теоретической грамматике сербского языка. Для реализации этой цели предполагается решение следующих з адач:
– систематизировать сведения по сербской грамматике, полученные в рамках практического курса «Современный славянский (сербский) язык»;
|
|
– углубить и расширить сведения о единицах всех уровней сербского языка и об их функционировании в речи;
– сформировать умения выполнять лингвистический анализ единиц всех уровней сербского языка;
– совершенствовать умения порождать и анализировать высказывания на сербском языке.
В своем содержании данная дисциплина тесно связана с рядом изученных ранее предметов: «Славянский язык (сербский)», «Введение в языкознание», «Введение в славянскую филологию», «Старославянский язык», «Современный белорусский язык», «Современный русский язык». Со многими явлениями сербского языка студенты уже знакомы, им известны многие термины и правила словоизменения. В общелингвистических курсах они получили представление об устройстве грамматики славянского языка. С учетом немалого багажа знаний курс теоретической грамматики сербского языка можно и нужно направить на систематизацию представлений студентов о структуре сербских категорий и на совершенствование умения строить высказывания на специальные, филологические темы.
В ходе занятий рекомендуется привлекать сведения из истории сербского, белорусского и других славянских языков, по диалектологии, старославянскому языку. Целесообразно также организовать знакомство студентов с оригинальной сербской, хорватской лингвистической литературой.
При подготовке курса была сделана попытка учесть новейшие тенденции в области грамматики, а также опыт преподавания данной дисциплины в БГУ, Санкт-Петербургском государственном университете и Белградском университете.
При изучении данной дисциплины рекомендуются следующие методы и технологии обучения: метод проектов, метод программированных заданий, метод деловой игры, репродуктивный. Применяется компьютерное и традиционное тестирование.
Рекомендуемая форма контроля – экзамен.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
· основные принципы построения и функционирования каждого уровня системы изучаемого славянского языка;
· отношения между уровнями системы, участие единиц каждого уровня в построении единиц более высокого уровня;
· основные правила орфоэпии, орфографии и пунктуации;
· современные лингвистические теории, применяемые в сербской грамматике;
уметь:
· анализировать научную лингвистическую литературу, посвященную основным проблемам изучаемого языка;
· применять на практике основные правила орфоэпии, орфографии и пунктуации;
· сопоставлять закономерности строения и функционирования изучаемых славянских языков;
· использовать изученные теоретические положения при практическом изучении славянского языка.
На изучение дисциплины «Теоретическая грамматика славянского языка (сербского)» для специальности 1-21 05 04 «Славянская филология» отводится 308 часов, из них аудиторных – 136 (76 часов – лекции, 60 часов – практические занятия).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Названия разделов и тем | Всего аудиторных | Лекции | Практи-ческие занятия |
1. | Введение. | |||
2. | Фонетика и фонология. Основы акцентологии. | |||
3. | Морфемика. Морфонология. Словообразование. | |||
4. | Морфология. 4.1. Имя существительное. 4.2. Имя прилагательное. 4.3. Имя числительное. 4.4. Местоимение. 4.5. Глагол. 4.6. Наречие. 4.7. Служебные части речи и полузнаменательные части речи. | |||
5. | Синтаксис. | |||
6. | Основы функциональной грамматики. | |||
Всего |