Пояснительная записка

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА (СЕРБСКОГО)

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-21 05 04 Славянская филология

СОГЛАСОВАНО Председатель учебно-методического объединения по гуманитарному образованию ________________ В.Л. Клюня ________________________ СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования ________________ Ю.И. Миксюк ________________________
  Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ________________ В.И. Шупляк
  Эксперт-нормоконтролер ________________ ________________________

Минск 2010


СОСТАВИТЕЛЬ:

Н. В. Супрунчук – доцент кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного универси­тета, кандидат филологических наук.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Отдел славистики и теории языка государственного научного учреждения «Институт языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси»;

О. В. Писецкая – доцент кафедры общего языкознания учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет», кандидат филологических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета (протокол № 8 от 25.05.2010);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 03.06.2010);

Научно-методическим советом по филологическим специальностям учебно-методического объединения по гуманитарному образованию (протокол № 5 от 27.05.2010).

Ответственный за редакцию: Супрунчук Н.В.

Ответственный за выпуск: Волотовская Н.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Теоретическая грамматика славянского языка (сербского)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 04 «Славянская филология». Курс «Теоретическая грамматика славянского языка (сербского)» включает не только разделы, традиционной относимые к грамматике в отечественной лингвистике (словообразование, морфо­логию, синтаксис), но и фонетику, являясь, таким образом, крупней­шей, интегральной дисциплиной в подготовке сербиста.

Цель – организовать изучение студентами основных сведений по теоретической грамматике сербского языка. Для реализации этой цели предполагается решение следующих з адач:

– систематизировать сведения по сербской грамматике, полученные в рамках практического курса «Современный славянский (сербский) язык»;

– углубить и расширить сведения о единицах всех уровней сербского языка и об их функционировании в речи;

– сформировать умения выполнять лингвистический анализ единиц всех уровней сербского языка;

– совершенствовать умения порождать и анализировать высказывания на сербском языке.

В своем содержании данная дисциплина тесно связана с рядом изученных ранее предметов: «Славянский язык (сербский)», «Введение в языкознание», «Введение в славянскую филологию», «Старославянский язык», «Современный белорусский язык», «Современный русский язык». Со многими явлениями сербского языка студенты уже знакомы, им известны многие термины и правила словоизменения. В общелингвистических курсах они получили представление об устройстве грамматики сла­вянского языка. С учетом немалого багажа знаний курс теоре­тической грамматики сербского языка можно и нужно направить на систематизацию представлений студентов о структуре сербских категорий и на совершенствование умения строить высказывания на специальные, филологические темы.

В ходе занятий рекомендуется привлекать сведения из истории сербского, белорусского и других славянских языков, по диалекто­логии, старославянскому языку. Целесообразно также организовать знакомство студентов с оригинальной сербской, хорватской лингвистической литературой.

При подготовке курса была сделана попытка учесть новейшие тенденции в области грамматики, а также опыт преподавания данной дисциплины в БГУ, Санкт-Петербургском государственном университете и Белградском университете.

При изучении данной дисциплины рекомендуются следующие методы и технологии обучения: метод проектов, метод программированных заданий, метод деловой игры, репродуктивный. Применяется компьютерное и традиционное тестирование.

Рекомендуемая форма контроля – экзамен.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· основные принципы построения и функционирования каждого уровня системы изучаемого славянского языка;

· отношения между уровнями системы, участие единиц каждого уровня в построении единиц более высокого уровня;

· основные правила орфоэпии, орфографии и пунктуации;

· современные лингвистические теории, применяемые в сербской грамматике;

уметь:

· анализировать научную лингвистическую литературу, по­священ­ную основным проблемам изучаемого языка;

· применять на практике основные правила орфоэпии, орфогра­фии и пунктуации;

· сопоставлять закономерности строения и функционирования изучаемых славянских языков;

· использовать изученные теоретические положения при практи­ческом изучении славянского языка.

На изучение дисциплины «Теоретическая грамматика славянского языка (сербского)» для специальности 1-21 05 04 «Славянская фило­логия» отводится 308 часов, из них аудиторных – 136 (76 часов – лекции, 60 часов – практические занятия).

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы Названия разделов и тем Всего аудиторных Лекции Практи-ческие занятия
1. Введение.      
2. Фонетика и фонология. Основы акцентологии.      
3. Морфемика. Морфонология. Словообразование.      
4. Морфология. 4.1. Имя существительное. 4.2. Имя прилагательное. 4.3. Имя числительное. 4.4. Местоимение. 4.5. Глагол. 4.6. Наречие. 4.7. Служебные части речи и полузна­ме­натель­ные части речи.      
5. Синтаксис.      
6. Основы функциональной грамматики.      
  Всего      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: