И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Поворот головы вправо - шумный короткий вдох. Поворот головы влево - шумный короткий вдох. Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.
Примеры практического материала для речевых физкультминуток.
Тема занятия: “Звук х ”
Мама удивилась: “Ах, ах!” (наклоны туловища в стороны, ладони к щекам).
Бабушка поднимается по лестнице: “Ох, ох!” (наклон вперёд, руки на поясницу, раскачивание в стороны).
Лесорубы рубят лес: “Ух, ух!” (руки в замок, ноги на ширине плеч, движения, имитирующие рубку дров).
Дети танцуют: “Эх, эх!” (притопывание ногами поочерёдно, руки в стороны).
В ходе физкультминутки дети проговаривают хором, ритмично только междометия.
***
Шёл по берегу петух (шаги с раскачиванием в сторону, руки за спину),
Поскользнулся, в речку – бух! (круговое движение руками, присесть).
Будет знать петух, что впредь (ритмичный подъём, грозить пальцем)
Надо под ноги смотреть (наклон вперёд).
Тема занятия: “Звук л ”
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).
***
Летом дети плавали (движения, имитирующие плавание),
Бегали, гуляли (бег на месте),
Летом дети, прыгали (прыжки, руки на пояс),
А после отдыхали (руки опущены, ноги вместе).
***
Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперёд, махи руками в стороны).
Лу-лу-лу (три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).
Ул-ул-ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под щеку).
Тема занятия: “Звук к ”
Ходит по двору индюк (руки на пояс с высоким подниманием ног),
Пролетел над полем жук (руки в стороны, махи руками в стороны поочерёдно),
По цветку ползёт паук (шаги с движениями рук вперёд и к груди),
Обломился старый сук (присесть, хлопок).
Тема занятия: “Звук т ”
Вот идёт чёрный кот (шаги с высоким подниманием ног),
Притаился – мышку ждёт (приседание, руки к коленям),
Мышка норку обойдёт (встать, повернуться вокруг своей оси)
И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Тема занятия: “Звук ш ”
Тише, мыши, тише, мыши (ритмичные приседания, погрозить пальцем),
Кот залез на нашу крышу (постепенный подъём вверх, хлопок руками над головой).
Тема занятия: “Звук с ”
Сам, сам, самолёт (два хлопка, руки в стороны),
Тут и там самолёт (два хлопка, руки в стороны),
Летит самолёт близко, далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперёд),
Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
Тема занятия: “Звук ж ”
Жу-жу-жу (три хлопка),
На лужок хожу (шаги с высоким подниманием ног).
Жу-жу-жу (три хлопка),
На жуков гляжу (присесть, ладони поднести к глазам).
Жок-жок-жок (три хлопка),
У меня флажок (руки в замок, над головой).
Тема занятия: “Звук щ ”
Ща-ща-ща (три хлопка),
Коля ходит без плаща (шаги с высоким подниманием ног).
Щи-щи-щи (три хлопка),
Щиплем щавель мы на щи (присесть; движения, имитирующие сбор травы).
Тема занятия: “Звук р ”
Ра-ра-ра (три хлопка),
Высокая гора (руки вверх).
Ры-ры-ры (три хлопка),
Летают комары (руки в стороны, махи руками).
Ир-ир-ир (три хлопка),
Мы все за мир (руки над головой, ритмичные хлопки).
Такие физкультминутки очень эффективны при работе с детьми с общим недоразвитием речи, а так же в работе с не говорящими детьми.