Необходимо отграничивать недоразвитие речи (ОНР) от задержки темпа ее формирования. речи Причинами задержки развития речи обычно педагогическая запущенность, недостатка точность речевого общения ребенка с окружающими, двуязычие в семье. Наиболее точное
разграничение этих состояний возможно в процессе диагностического обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжеломречевом диагнозе, будут наличие органического поражения центральной нервной системы, более выраженная недостаточность психических функций, невозможность самостоятельного овладения языковыми обобщениями. Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком с замедленным темпом развития речи грамматических норм родного языка — понимание, значения грамматических изменений слов, отсутствие смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нарушений структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и стойких при общем недоразвитии речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фпличева, 1990).