Человек и революция в повести Иванова «бронепоезд 14/69. Приметы орнаментальной поэтики в тексте

Всеволод Иванов «Бронепоезд 14-69» Признаки орнамент. прозы: 1) отсутствие фабулы 2) многогеройность 3) звукопись 4) сравнения(колени широкие как конь и копыта) 5) фрагментарность 6) метафора (пятна домов) 7) парцелляция 8) синтаксический параллелизм, умолчание 9) тенденциозность за счет худ. средств 10) сис-ма персонажей структурирована. Белые – Бронепоез –замкнутое пространствоНезеласову сопутствует мотив болезни, образ-ассоциация – щенок. Обаб – ржавый сухарь, мотив телесности. Красные(партизаны): Вершинин-связь с природой. Образ-ассоциация-лошадь, Син-Бин-У. Васька-Окорок – телесность, но живая, связан с природой, ассоциация-подсолнух. Пентефлий Знобов – обсуждают планы восстания с Вершилиным. Город: Пеклеванов – хлеб грубого помола, живой. В повести Иванова «Бронепоезд 14-69», опубликованной в 1922 г., показана партизанская война на Дальнем Востоке. Она показана как русская народная, направленная прежде всего против японцев, американцев, старающихся захватить этот район. Большевик Знобов говорит, что мужик хочет воевать за русскую землю и «размечет он и японцев, и американцев, и всех, кто на Дальний Восток явился». Характерна резко антизападная концовка романа. «А напротив, через улицу, стоял тщедушный солдатик в шинели, похожей на больничный халат, голубых обмотках и английских бутсах. Смотрел он на американца (имеется в виду американский корреспондент) поверх проходящих людей... и пытался удержать американца в памяти. Но был тот гадок, скользок и неуловим, как рыба в воде». Белые также размышляют о гражданской войне в национальном контексте. Капитан Незеласов, командир белого бронепоезда, говорит о том, что белых вышвырнула «Родина, а не большевики или же инородцы». Народная война, показанная Ивановым, все же интернациональна. Но интернациональность эта носит мессианский характер. Мессианским центром этого интернационализма является Россия. Русский мужик пытается простодушно распропагандировать американцев и японцев. Впрочем, истинными союзниками русских оказываются лишь китайцы, и китаец Син Бин-У отдает свою жизнь за дело русской революции. Идя на смерть, он также мыслит сугубо в национальных терминах, желая просто показать свою преданность русским. «Уваженье китайска народа русски народа!» - восклицает Син Бин-У. В народную войну вплетаются и религиозные мотивы. Хотя вожди партизан как будто бы убежденные атеисты, один из наиболее активных партизан - верующий старообрядец. «Мне без веры нельзя, - жалуется он, - у меня вся семья из веку кержацкая, раскольной веры». Воюя на стороне большевиков, партизан-старообрядец борется против своих старых гонителей: государства и православной церкви, и это нисколько не противоречит его вере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: