Масса не равна народу, это та соу.сила, которая была выведена на поверхность революции. Понятие «народ»-шире. В 20е понятие народ дифференцируется: пролетириат(+), крестьянство (+\-), интеллигенция(-). Масса воспринимается положительно. Ее главная хар-ка-динамика и стихийность. В начале 20х стихийность воспринималась положительно, а в конце 20х-как опасность, как то, что б.д.преодолено. Положительная оценка стихийности – в орнаментальной прозе, а отриц.у Серафимовича и Фурманова. Мас.человек-представитель массы. Это полож.хар-ка. Массовый герой или герой массы – лидер массы, который выдвинут ею. Он обладает рядом исключительных качеств, но рожден в массе. Он геройчен, стратег, психолог. В сер.20х проблема героя и массы решается в 2х ракурсах:1) тексты, в которых массе дана полож.хар-ка, но доказывается, что лучшее ее качества не м.б.раскрыты без лидера(Серафимович, Фурманов).2) тексты, в которых доказывается право массового человека на частную жизнь (Донские рассказы, Конармия)
«Железный поток» Серафимович. Это псевдоним. Настоящее имя Александр Серафимович Попов, родился в 1863. Роман написан в 1924. Железный поток сочетае реализм и модернизм(приемы орнаментально эстетики:1.пафос-особая интонация2. совокупный образ массы3. обилие метафор(Жел.поток-метафора)4. авторская тенденциозность5. стертость фабулы.) Действие происходит в июле и августе 1918. Описывается поход Таманской армии для соединения с другими частями Красной армии. Совершают переход через Кавказ. Хребет в районе между Геленджиком и Туапсе. Для Серафимовича военная сторона дела не так важна, это не роман-хроника, это роман-идея. В тексте из стихийной массы рождается военное существо. Масса-как улей, масса-змея, т.е.единое тело, единый организм. История создания: сначала был написан конец-сцена митига. Сам Серафимович в комментариях сформулировал тему текста: Перерождение под влиянием революции крестьянско-беднятской массы. В тексте особый хронотоп-события показаны в убыстренном темпе. Чередуются панорамы: длижний план –дальний план. Персонажи: ветер и масса. Можно увидеть стилизацию под Гоголевского «Тараса Бульбу». Лидером массы является Кожух-особый портрет: весь тяжело сбитый, словно из свинца, с 4хугольными челюстями. У него стальные глаза. Его лидерство обосновывается так: он родом из массы, но участвовал в!МВ, проявил себя как герой, стал младшим офицером, георгиевский крест. Лидерство Кожуха не обсуждается. Он скрывает от массы свои эмоции, не обсуждает свои решения. Умеет манипулировать психологией массы, консолидировать массовыу энергию. Масса психологически накалена, жара, движение с обузами. Негатив нарастает. Стреляют в своего. Красные попадают в белых и наоборот. Кожух убеждает всех, что виноваты белые. Герой идеализирован.
|
|
|
|