Проблема выбора и ее решения в цикле Мандельштама «воронежские тетради». Композиция текста, развитие идеи сборника в трех воронежских тетрадях

Осип Мандельштам (3 янв 1891 - 27 дек 1938) - русс поэт, эссеист, переводчик и литер-ый критик, один из крупн-их русс поэтов XXв.

Нач. поэтич-ую карьеру как символист, последователь Поля Верлена и Фёдора Сологуба, а также предтечи символистов - Тютчева. В конце 1912г. вошёл в группу акмеистов. В акмеизме он увидел апологию органического единения хаоса (природа) и жёстко организованного космоса (архитектура) в противовес размытости и иррациональности символизма. Дружбу с акмеистами (Ах. и Гумилевым) считал 1ой из гл. удач своей жизни.

Переломный момент в его жизни - в ноябре 1933 года, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет злую антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…», за кот его арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь, затем разрешают выбрать другое место поселения. М. выбирает Воронеж. Большая часть стих-ний, созданных в воронежский период, отразила стремление бесповоротно деформированного арестом и болезнями поэта выговориться сполна, сказать своё последнее слово.

Последние стихи, написанные до ареста, датируются фев 34г..Нов. период поэтического тв-ва начался где-то через год после ареста, в апреле 35го, в Воронеже. Творч-ий процесс этого периода протекал неравномерно, в виде 3ех волн, каж. из кот была наполнена интенсивной, до полного физического истощения, работой, за кот следовала более или менее длительная пауза. Эти 3 поэтических взрыва сложились в 3 «Воронеж. тетради»: 1ую (весна и лето 1935), 2ую (зима 1936/1937) и 3ью (весна 1937).

В 1ый период своей воронеж. жизни М. испытал успокаивающее чувство примирения с действит-тью, принесшее творч-ий подъем. Однако вместе с тем нов. творч-ий период сопровождался заболеванием, не оставлявшим М. до конца жизни. Он испытывал постоянную затрудненность дыхания. Голос поэта, забитый землей, звучит в полную силу: то, что он произносит, шевеля губами в земле, «заучит каждый школьник».

«Чернозем» приемы: 1) созд-ся архитип – земля, мать 2) использ-ся прием синестезии (все органы чувст задействованы) 3) особый характер метафоры (2 смысла в одном слове: переуваживает, настраживает).

В июне 1934 года, не по своей воле, приехал в Воронеж и прожил здесь около 3-х лет, будучи вырванным из привычного окружения литературной среды Осип Эмильевич Мандельштам. Замечательно, что вопреки страшному конфликту, вопреки положению изгоя, он сохранил ту внутреннюю свободу и достоинство, которые позволяют видеть ему красоту, радоваться присутствию человека на земле. Его поэзия становится преодолением несвободы.

Мандельштам остался в Воронеже, обогатив русскую и мировую поэзию поэтическим сборником «Воронежские тетради». Анна Ахматова писала: «Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появились в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был совсем несвободен». Мандельштам в Воронеже, это конечно, в первую очередь, многочисленные стихи, написанные в этом городе, дома, в которых жил поэт, а главное, это круг людей, с которыми он общался, этот круг достаточно широк, но не спасли его от одиночества.

Воронежская ссылка Мандельштама была уготовлена ему за самоубийственное стихотворение о Сталине («Ода о Сталине»), за которое он поплатился жизнью. Сталин сохранил жизнь своему подданному, он дал указание: «изолировать, но не ликвидировать».

«Ода о Сталине»

Мы живем под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны.

Только слышно кремлевского горца

Душегубца и мужикоборца.

А где хватит по полразговорца

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы как черви жирны,

А слова как пудовые гири верны.

Тараканьи смеются усища

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей

– Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову кует за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь,

Кому в глаз.

Что ни казнь у него, то малина

И широкая грудь осетина.

В Воронеже жизнь возвращалась медленно, поэзия вернулась, внезапно и бурно апрельскими днями 1934 года, когда пробуждается природа и так приятно пахнут синие пласты чернозема. «Чернозем» – первое стихотворение ссыльного Мандельштама в Воронеже.

И в голосе моем

после удушья

Звучит земля –

последнее оружье

Сухая влажность

черноземных га.

Мандельштам стал ездить по области и отдаваться простору, и природа врывается в его лирику. Это стихи про щегла. С тех пор Воронеж стал для многих «Страной щегла». Это был своеобразный гимн птице-красоте-вечности и создал дивные варианты стихотворения, а затем перенес свою любовь на птицу снегиря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: