Творчество Платонова 20-х годов. Специфика миропредставления Платонова

20-е годы в жизни Платонова связаны с Воронежем. Сборник «Голубая глубина» 1922г. Начинает он с увлечения пролеткультом, революционное преобразующее начало, человек – динамическое существо. Появляется образ «мы», «железо». Человек ощущает себя хозяином мира. В 1926 году Платонов переезжает в Москву. Начинает работать с фантастических повестей.

«Епифанские шлюзы» - переходный текст. Главный герой – инженер, который приезжает в Россию по приглашению Петра I, что бы выстроить канал. Герой рационален, проект обречен. Герой жертвует всем личным и частным. В Англии он оставляет девушку. Здесь декламируется триединство человек – время – природа, а герой этого не учел. Проект оказался неуспешным. Рациональное отношение к миру не достаточно.

«Сокровенный человек» 1927г. В повести он обращается к представлению об изначальной целостности человека. Платонов проверяет революцию на человечность и для этой цели выбирает необычного героя – Фома Пухов природный дурак. Быть дураком – значит быть вне выверенного распорядка жизни, вести себя подобно третьему сыну в сказках, оказывающемуся в нелепых ситуациях, но близкому к истине. «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить». Революционный пафос принижается, лишается претензий на историческую уникальность. Образ героя странника типичен для Платонова. В путешествии Пухова прослеживаются два вектора: от человека к миру и от мира к человеку. Революция нарушила привычный уклад жизни и человек и мир вынуждены вновь искать друг друга. В духовном пространстве России человек чувствует себя бесприютным, возникает мотив сиротства. Фома видит молодых, которые могут пожертвовать собой и понимает, что он на это не способен, потому что знает цену жизни и может пожертвовать собой только ради большого дела. Он понимает свою суверенность, но в тоже время свою открытость миру, потому что он помнит такие ценности как дом, семья, любовь.

«Чевенгур» он задумал в 1923г., напечатал в 1927-28. в Воронеже, при жизни не опубликовал. Роман написан в жанре антиутопия. У Платонова специфическое отношение к дому, семье, отцу и матери. Мать – героиня дома, она определяет его нравственное содержание. Отец – герой дороги, пространства.

У Саши Дванова (героя Чевенгура) нет матери, но несколько отцов. 1-й отец реальный – рыбак. 2-ой отец – Прохор, который дал ему фамилию. 3-й отец – Захар Павлович, в доме которого Саша живет. Он механик. Цепочка жизнь – смерть – рождение. В конце Саша заходит на лошади в тоже озеро, где утопился его отец (рыбак) и ищет туже дорогу.

26. ТВОРЧЕСТВО ПЛАТОНОВА 30-Х ГОДОВ. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА.

3 период – 30-40-е гг. Сам. продуктивный период. Разные жанры, рода лит-ры, в т.ч. публ-ка: рецензия на ром. Островского «Как закалялась сталь»). «Великая глухая» - о судьбе соврем. лит-ры, к-я замкнулась на идее, не слышит отклика => ее ждет крах. Статья не была опубликов., но вызвала много споров.

«Пушкин – наш товарищ» - напис. к 100-летию П. Пушкин- коммунист, но не по идее, а по нравств. красоте, предвосхищ. идеи нового времени – идеи милосердия, обращ. вним. на маленьк. ч-ка. Детально анализир-ся «Медный всадник».

коллективизации.

1939г. – арестов. сын Платон – якобы 1 из инициаторов подкопа под Кремль. Тюрьма. Выпустили раньше, но он болел туберкулезом, умер.

В 30-е гг. А.П. пишет рассказы, повести, пьесы.

Сборник рассказов «Река Потудань» (36-37г.): «Фро», «Третий сын», «Р.П.»

Пов. «Котлован» 1930. Исследование фазы госуд-го строит-ва коммунизма в отдельно взятой стране. Внешне «К» носил все черты «производств-й прозы» - замена фабулы изображением трудового процесса как главного события. Но перерос с филос притчу, обобщение. Рабочие роют котлован под фундамент огромного дома, куда поселится местный пролетариат. Филос содерж-е «К» переклик-ся с некот. мотивами лирики Маяковского – в частности, с мотивом «построенного в боях соц-зма», к-й станет для самих строителей общим памятником. Речь шла о настоящем, принесенном в жертву будущему. Пов была закончена в апреле 1930, совпала по времени с самоубийством Маяк. Некот исслед-ли указ на перекличку с библ. сюжетом о строит-ве вавил. башни. В сам. деле, инженер Прушевский думает о том, что «через 10 или 20 лет др инженер построит в сеердине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поседение трудящиеся всей земли». Кладбище – «вечное поседение».

Герои, роющие котлован, сознательно отказ-ся от своего настоящего ради будущего. «Мы ведь не животные,- (с) Сафонов – мы можем жить ради энтузиазма», в них живут энтузиазм и святая простота чевенгурцев. Инвалид Жачев видит в своей жизни «уродство капитализма» и мечтает о том, что «убьет когда-нибудь вскоре всю их массу (врагов соц-зма), оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство». Новая жизнь начнется с абсолютного нуля, да они и саих себя согласны считать нулями, но только такими, из к-х родится вселенское будущее: «Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок – для будущего счастья и для детства». Вощев приход на котлован в поисках истины, поскольку ему «без истины стыдно жить». Но он смутно ощущает в рытье котлована какое-то большое «не то». Он видит пр всего несоответствие тяжести земляных работ захлебывающемуся от энтузиазма репродуктору. Ему становилось беспричинно стыдно от долгих речей по радио, к-е он восприним как личный позор. Но и землекопы чувств такую же неловкость. Перед их выходом на работу профсоюз организ музык ансамбль. «Землекоп Чиклин глядел с удивлением и ожиданием – он не чувствовал своих заслуг». Там, где прпоизводств проза 30-х гг изображ радость творч труда, Платонов рисует этот труд нечеловечески тяжелым, одуряющим, не приносящим радости и не содержащим вдохновения. А раз в нем нет счастья, тои наличие истины проблематично. Землекопы сами не заняты поиском истины, скорее наоборот. Не случайно Сафронов подозрит относ-ся к ищущему истину Вощеву, потому что, возможно, «истина лишь классовый враг». Они озабочены не истиной, а соц справедливостью и с удовольствием приним участие в раскулачивании.

П. уравнив кулаков и землекопов по степени взаимного ожесточения. Рытье котлована требует социальной ненависти не меньше, чем сопротивление раскулачиванию. Зажиточ. мужики перестают кормить скотину. 1 из них прих. в стойло к своей лошади и спрашивает: «Значит, ты не умерла? Ну ничего, я тоже скоро помру, нам будет тихо». Страдания животного изображ-ся П. с пронзительной силой. Голодная собака выдирает кусок мяса из задней ноги голодной лошади, стоящей в оцеплении. Боль на минуту возвращает лошадь к жизни, а две собаки тем временем с новой силой отъедают у нее заднюю ногу. В этой бесчеловечности по отнош-ю к живой жизни повинны все: и те, кого раскулачивают, и те, кто раскулачив.

Ликвидация людей происх до ужаса просто. Кулаков сажают на огромный плот, чтобы пустить по предзимней реке на верную смерть. Крестьянин, вышвырнутый на снег из родной избы, грозится: «Ликвидировали? Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в соц-зм придет один ваш глав ч-к!» Взаимное ожесточение обеих сторон ликвидирует какой-либо вопрос об истине, к-ю пытается найти Вощев.

Безусловным критерием истины для П. всегда была любовь. Герои «К» испытыв нехватку любви, ибо жизнь не мож строиться только на ненависти к врагам и жертве во имя абстрактного будущего. «Прушевский не видел, кому бы он настолько требовался, чтоб непременно поддерживать себя до еще далекой смерти». Он признается Чиклину, как однажды в юности увидел проходящую мимо женщину, и с тех пор чувств по ней тоску. Он ощущ в этой женщ пропущенную возм-ть счастья и хочет «еще раз посмотреть на нее». Чиклин знает эту жен, дочь бывш хозяина кафельно-изразцового завода, и обещает привести ее к Прушевскому. Жен., о к-й гов Прушевский, умирает на соломе в лохмотьях, оставив после себя дочку Настю. Девочку удочеряют землекопы, и для них она стан-ся тем живым конкретным смыслом, ради к-го роется котлован.

Настя хорошо усвоила, что ее мать была «буржуйкой», поскольку «буржуйки теперь все умирают». В ее детском уме противоестественно сочетаются любовь к матери и ненависть к сволочам-буржуям: «Моя мама себя тоже сволочью называла, что жила, а теперь умерла и хорошая стала». Тоска по умершей матери не дает Насте жить спокойно: «Я опять к маме хочу». И когда ей объясняют, что от мамы остались одни кости, она заявл: Неси мне мамины кости, я хочу их!» Ребенок не в состоянии жить в атмосфере ненависти и сиротства. Умершую Настю землекопы хоронят в котловане. «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного ч-ка, в к-м истина стала бы радостью и движеньем?» Будущее, ради к-го жертвовали собой землекопы, погублено котлованом.

Платонов любит своих героев, он видит бескорытие их устремлений, но поним всю опасность самообмана, в к-й они ввергли себя. Самообман заключ в идее, согласно к-й в жертву будущему необх принести настоящее. Однако П. видит большее – на энтузиазме и самообмане этих людей паразитирует стоящее во главе этих идей меньшинство. В «К» таким думающим одиночкой явл-ся инженер Пашкин, к-й «стоял в авангарде, накопил уже достаточно достижений и потому научно хранил свое тело – не только для личной радости существования, но и для ближний рабочих масс».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: