Сатира Б. продолжала линию Гоголя, хотя в письме к правит-ву он назвал в числе своих предшеств-ков Салт.-Щ. «Черные и мистические краски, в к-х изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, к-м пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отнош. революц.процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое глав. — изображение страшных черт моего народа, тех черт, к-е задолго до р-ции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина» (с) Б.
В пов. «Дьяволиада» (1924) Б. изобразил фантаст. дебри канцелярской жизни, в к-х запутался и погиб делопроизводитель Коротков. Повеств-е все время иронии, к-я, на 1й взгляд, выглядит всего лишь невольной ошибкой. Мотив ошибки, способной погубить ч-ка и как бы подсказанной некой силой, составляет стержень сатир. прозы Б.
Герой пов. «Роковые яйца» проф. зоологии Персиков случайно открывает чудодейственный луч, стимулирующий рост и жизнеспособность живой клетки. Его открытие попадает в газеты и стан-ся известным на всю страну. К Персикову является председательсовхоза Рокк, к-й собирается выращивать при помощи этого луча необыкновенного размера кур. Но по ошибке для совхоза отгружены партии змеиных, крокодильих и страус. яиц. Окрестности совхоза опустошают чудовищные гады. Они движутся огромной массой на Москву, все пожирая на своем пути. И только неожиданные для августа морозы, погубившие теплолюбивых чудовищ, спасают положение.
|
|
Мысль Б., выраж. в сюжете пов., достат. прозрачна. Случайное открытие кладется в основу бездумного эксперимента, к-й ведет к катастрофе. За этим встает неприятие рев-ции как опасного экспериментирования с живой жизнью. Эволюция прогнозируема, эксперимент — нет, т.к. в нем всегда таятся неучтенные возм-ти. Причем первыми гибнут сами экспериментаторы — Персикова убивает разъяренная толпа.
Этот конфликт Б. углубляет и обостряет в пов. «Собачье сердце» (1925). Она оказалась настолько острой, что так и не была напечатана при жизни писателя. Даже либерал. Л. Каменев усмотрел в ней «острый памфлет на современность», к-й «печатать ни в коем случае нельзя». В мае 1926 г. рукопись была изъята сотрудниками ОГПУ вместе с дневниками, и добиться возращения ее удалось только в 1929 г.
Если героем «Роковых яиц» был биолог, то теперь им становится врач-экспериментатор, проф. Преображенский. Пересадив гипофиз ч-ка дворняге по кличке Шарик, он получает гомункулуса по фам. Шариков. Ассистент профессора доктор Борменталь восторженно запис. в дневнике: «Новая область открывается в науке: безо всякой реторты Фауста создан гомункул. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую челов. единицу». Т.о., эксперимент произведен не на куриных яйцах, а на ч-е.
|
|
Но экспериментаторы обнаруживают, что ч-к как материал облад. определ. св-вами. Симпатичному Шарику пересажены семенники Клима Чугункина — хулигана и алкоголика, играющего по трактирам на балалайке. В рез-те гомункулус вырастает асоциальным типом с исключительно паразитическими наклонностями. Поняв свою ошибку, Преображ. говорит Борменталю: «Доктор, челов-во само в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар». Признает, что эволюция куда мудрее скороспелых человеческих попыток улучшить природу. Рев-ция есть вмешательство в фундамент. з-ны бытия, что чревато катастрофой.
С 1 стор., «С. с.» продолжает фаустовскую тему гомункулуса. Ученик Фауста Вагнер создает в пробирке это искусств. существо. Но к созданию Гомункулуса причастен Мефистофель, и текст гетевского пр-ния намекает на непредсказуемые неприятности:
В конце концов приходится считаться
С последствиями собственных затей.
Эти стихи вполне можно поставить эпиграфом к повести Б.
С др. стор., Б. продолж. уэллсовскую линию избражения того, как самые безумные научные идеи становятся воплощаемыми в реальности. 1 из героев пов. «Роковые яйца» не случайно вспоминает роман Г. Уэллса «Пища богов». А в романе Г. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896) доктор Моро хирургич. путем превращает зверей в людей, к-е в итоге восстают и убивают доктора. У булг. сюжета вполне могла быть подобная концовка, ибо Шариков, которому его создатель мешает жить, стремится уничтожить своего «папашу» — правда, при помощи политического доноса.
Важное место в группировке персонажей «С.С.» заним. Швондер — председ. домкома, стремящийся натравить Шарикова на профессора, живущего в непозволительной роскоши. Швондер — ч-к, в лице к-го революционная идея нашла своего идеального исполнителя, т.к. он из породы упростителей и уравнителей. Люди этого типа стремятся отменить сложный организм культуры, созданный европейским челов-вом. Преображенский уверен, что это не удастся ни ему, ни Шарикову: «Это никому не удастся, и тем более людям, к-е вообще, отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собств. штаны».
Для осуществления соц. эксперимента швондерам требуются шариковы, способ. усвоить пр. всего идею равенства. Именно на основе этой идеи Шариков как «член жилищного товарищества» требует площадь «в квартире № 5 у ответственного съемщика Преображенского в 16 квадратных аршин». Однако Швондер не учитывает, что в Шарикове деградировала сама челов. порода, и потому ему не нужна никакая идеология. «Швондер и есть самый главный дурак, — говорит Преображ.. — Он не поним., что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня».
Б. увидел рус. рев-цию как акт разрыва с европ. культ. и процесс деградации челов. натуры, в рез-те чего будет уничтожена и сама революц. идеология, замененная примитив. инстинктами. Соедин-е революц. эксперимента с психологией ч-ка толпы — вот что волнует Б., и здесь он предупреждает о той же опасности, к-ю чувств. Горький в «Несвоевременных мыслях» и Короленко в «Письмах к Луначарскому». Процесс формир-я шариковых может выйти из-под контроля, и он окажется губит. для тех, кто способств. появлению существ этого типа. А в последнем виновен не только «дурак» Швондер, но и «умник» Преображ.. Идея эксперим. с ч-ком, рожденная в кабинете ученого, выходит на улицу. Б.ставил? об ответственности мыслителей за разработку идей, запущенных в жизнь.
ЛИТЕРАТУРА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ. ПЕРВАЯ ВОЛНА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЕ СУДЬБЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, РЕВОЛЮЦИЯ В ГАЗДАНОВ, ШМЕЛЕВ И ДР.
|
|
(Г.Газданов, И.Шмелев, В.Набоков)
Русская эмиграция в наиболее распространенных периодизациях делится на три периода:
1. Волна 20-30гг. уехали из-за революции и гражданской войны. М.Цветаева, Бунин, Зайцев, Ремизов.
2. Волна 41-45гг. не дала литературы, кроме Ивана Елагина. В основном это была молодежь.
3. Волна 40-60 стала волной диссидентов (Бродский, Синявский, Солженицын и др.)
Самая массовая эмиграция – дворянская, она вынесла из России дворянскую культуру. Была уничтожена крестьянская литература. В Э. 20-30 гг. есть разные цели и задачи, но у всех яркое переживание, что все это не на долго, что возвращение близко. Но 20-е годы принесли осознание того, что скорого возвращения не будет. Появляется идея сохранения русской культуры через быт и православие.
В это время существуют несколько центров Э.: Западные: Берлин, Прага, Париж.
Берлин – взял на себя издательские функции «Знание» Горького и изд. Ладыженского. Здесь издается Цветаева. Через Берлин идут контакты с революционной Россией, сюда приезжают Маяковский, Пастернак, Пильняк.
Прага – Здесь собрано молодое русское офицерство. У Праги политические цели. Здесь развивается идея Евразийства.
Париж – здесь собрана самая состоятельная часть русской интеллигенции, высшие военные чины, банкиры и др. Именно здесь идет сохранение русского быта, менталитета. Бердяев, Струве и др. создают религиозно-философское общество. Создано Тургеневское общество, Существуют разного рода землячества и «Русское общество изучения востока». В Сорбонне существует славянский отдел.
Восточные: Константинополь и Харбин.
Константинополь – точка начала русского рассеяния.
Харбин – русский город созданный при строительстве КВЖД. В 20-х годах здесь существовало несколько русских изданий. В 1949г. после Китайской революции этим эмигрантам пришлось выбирать, куда ехать дальше.
В 30-е годы число центров меняется: Берлин и Прага перестают быть центрами, появляются центры в США, но это уже рассеяние. В литературе основными темами являются темы: Русского быта, православия, русской культуры и тема русской эмиграции.
|
|
Иван Сергеевич Шмелев – особые переживания(гибель сына)В ноябре 1920 уехал в берлин, в 1923 в Париж. «Солнце мертвых» Очень жесткий текст, фрагментарный, как и мир в нем нет логики, везде хаос, смерть. Смерть цыпленка и смерть доктора – это одна трагедия. Весна не приносит облегчения, здесь само название аксюморонно. Текст эсхатологический – «Конец концов». Дело в том, что человек покушается на миропорядок. Революция высвобождает темные силы. В сознании нет Бога, они умирают и уходят в никуда.
«Лето Господне» - подробное описание православного быта за весь год. Русский быт имеет смысл, он идеализируется. Смерть имеет духовную составляющую, ведь отец мальчика не уходит в никуда, он уходит в свет. Название многосмысловое – Anno Domini – время Бога, или лето, как венец года, как максимальное совпадение человека с бытием. Главная мысль Шмелева – переживание страдания и скорби через духовное горение, молитву. Восхождение души ко все превознемогающей Реальности.
Владимир Набоков получил в эмиграции другой опыт. Он не выезжал из России, просто остался в Европе. Все его герои живут воспоминаниями – это метатекст, который включает в себя разные мотивы, но один и тот же эмблематичный сюжет и проблемный герой. В его текстах есть антитеза реального и идеального. Эстетика выделяет человека из мира, для набоковских героев банальным быть хуже, чем плохим. Его персонаж всегда творец, он строит мир воспоминаний. Сюжет – это развертывание конфликта между героем и обывателем. Фабула ослаблена, потому что внешнее не имеет ценностей, главное событие происходит внутри.