М. Булгаков. Сатирические тенденции в прозе и драматургии

Сатира Б. продолжала линию Гоголя, хотя в письме к правит-ву он назвал в числе своих предшеств-ков Салт.-Щ. «Черные и мистические краски, в к-х изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, к-м пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отно­ш. революц.процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое глав. — изображение страшных черт моего народа, тех черт, к-е задолго до р-ции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина» (с) Б.

В пов. «Дьяволиада» (1924) Б. изобразил фантаст. дебри канцелярской жизни, в к-х запутался и погиб делопроиз­водитель Коротков. Повеств-е все время иронии, к-я, на 1й взгляд, выглядит всего лишь невольной ошибкой. Мотив ошибки, способной погубить ч-ка и как бы подсказанной некой силой, составляет стержень сатир. прозы Б.

Герой пов. «Роковые яйца» проф. зоологии Персиков случайно открывает чудодейственный луч, стимулирующий рост и жизнеспособность живой клетки. Его открытие попадает в газеты и стан-ся известным на всю страну. К Персикову является председательсовхоза Рокк, к-й собирается выращивать при помощи этого луча необыкновенного размера кур. Но по ошибке для совхоза отгру­жены партии змеиных, крокодильих и страус. яиц. Окрестности совхоза опустошают чудовищные гады. Они движутся огромной мас­сой на Москву, все пожирая на своем пути. И только неожиданные для августа морозы, погубившие теплолюбивых чудовищ, спа­сают положение.

Мысль Б., выраж. в сюжете пов., достат. про­зрачна. Случайное открытие кладется в основу бездумного экспери­мента, к-й ведет к катастрофе. За этим встает неприятие рев-ции как опасного экспериментирования с живой жизнью. Эво­люция прогнозируема, эксперимент — нет, т.к. в нем всегда таятся неучтенные возм-ти. Причем первыми гибнут сами экспе­риментаторы — Персикова убивает разъяренная толпа.

Этот конфликт Б. углубляет и обостряет в пов. «Собачье сердце» (1925). Она оказалась настолько острой, что так и не была напечатана при жизни писателя. Даже либерал. Л. Каменев усмот­рел в ней «острый памфлет на современность», к-й «печатать ни в коем случае нельзя». В мае 1926 г. рукопись была изъята сотрудниками ОГПУ вместе с дневниками, и добиться возращения ее удалось только в 1929 г.

Если героем «Роковых яиц» был биолог, то теперь им становится врач-экспериментатор, проф. Преображенский. Пересадив гипо­физ ч-ка дворняге по кличке Шарик, он получает гомункулуса по фам. Шариков. Ассистент профессора доктор Борменталь востор­женно запис. в дневнике: «Новая область открывается в науке: безо всякой реторты Фауста создан гомункул. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую челов. единицу». Т.о., эксперимент произведен не на куриных яйцах, а на ч-е.

Но экспериментаторы обнаруживают, что ч-к как матери­ал облад. определ. св-вами. Симпатичному Шарику пе­ресажены семенники Клима Чугункина — хулигана и алкоголика, играющего по трактирам на балалайке. В рез-те гомункулус выра­стает асоциальным типом с исключительно паразитическими наклонностями. Поняв свою ошибку, Преображ. говорит Борменталю: «Доктор, челов-во само в эволю­ционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар». Признает, что эволюция куда мудрее скороспелых человеческих попыток улучшить природу. Рев-ция есть вмешательство в фундамент. з-ны бытия, что чревато катастрофой.

С 1 стор., «С. с.» продолжает фаустовскую тему гомункулуса. Ученик Фауста Вагнер создает в пробирке это искусств. существо. Но к созданию Гомункулуса причастен Мефистофель, и текст гетевского пр-ния намекает на непредсказуемые неприятности:

В конце концов приходится считаться

С последствиями собственных затей.

Эти стихи вполне можно поставить эпиграфом к повести Б.

С др. стор., Б. продолж. уэллсов­скую линию избражения того, как самые безумные научные идеи становятся воплощаемыми в реальности. 1 из героев пов. «Роковые яйца» не случайно вспоминает роман Г. Уэллса «Пища богов». А в романе Г. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896) доктор Моро хирургич. путем превращает зверей в людей, к-е в итоге восстают и убивают доктора. У булг. сюжета вполне могла быть подобная концовка, ибо Шариков, которому его создатель мешает жить, стремится уничтожить своего «папашу» — правда, при помощи политического доноса.

Важное место в группировке персонажей «С.С.» заним. Швондер — председ. домкома, стремящийся натравить Шарикова на профессора, живущего в непозволительной роскоши. Швондер — ч-к, в лице к-го рево­люционная идея нашла своего идеального исполнителя, т.к. он из породы упростителей и уравнителей. Люди этого типа стремятся отменить сложный организм культуры, созданный европейским чело­в-вом. Преображенский уверен, что это не удастся ни ему, ни Шарикову: «Это никому не удастся, и тем более людям, к-е вообще, отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собств. штаны».

Для осуществления соц. эксперимента швондерам требу­ются шариковы, способ. усвоить пр. всего идею равенства. Именно на основе этой идеи Шариков как «член жилищного товари­щества» требует площадь «в квартире № 5 у ответственного съемщика Преображенского в 16 квадратных аршин». Однако Швондер не учи­тывает, что в Шарикове деградировала сама челов. порода, и потому ему не нужна никакая идеология. «Швондер и есть самый главный дурак, — говорит Преображ.. — Он не поним., что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня».

Б. увидел рус. рев-цию как акт разрыва с европ. культ. и процесс деградации челов. натуры, в рез-те чего будет уничтожена и сама революц. идеология, замененная примитив. инстинктами. Соедин-е революц. эксперимента с психологией ч-ка толпы — вот что волнует Б., и здесь он предупреждает о той же опасности, к-ю чувств. Горький в «Несвоевременных мыслях» и Короленко в «Письмах к Луначарскому». Процесс формир-я шариковых может выйти из-под контроля, и он окажется губит. для тех, кто способств. появлению существ этого типа. А в последнем виновен не только «дурак» Швондер, но и «умник» Преображ.. Идея эксперим. с ч-ком, рожденная в кабинете ученого, выходит на улицу. Б.ставил? об ответственности мыслителей за разработку идей, запущенных в жизнь.

ЛИТЕРАТУРА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ. ПЕРВАЯ ВОЛНА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЕ СУДЬБЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, РЕВОЛЮЦИЯ В ГАЗДАНОВ, ШМЕЛЕВ И ДР.

(Г.Газданов, И.Шмелев, В.Набоков)

Русская эмиграция в наиболее распространенных периодизациях делится на три периода:

1. Волна 20-30гг. уехали из-за революции и гражданской войны. М.Цветаева, Бунин, Зайцев, Ремизов.

2. Волна 41-45гг. не дала литературы, кроме Ивана Елагина. В основном это была молодежь.

3. Волна 40-60 стала волной диссидентов (Бродский, Синявский, Солженицын и др.)

Самая массовая эмиграция – дворянская, она вынесла из России дворянскую культуру. Была уничтожена крестьянская литература. В Э. 20-30 гг. есть разные цели и задачи, но у всех яркое переживание, что все это не на долго, что возвращение близко. Но 20-е годы принесли осознание того, что скорого возвращения не будет. Появляется идея сохранения русской культуры через быт и православие.

В это время существуют несколько центров Э.: Западные: Берлин, Прага, Париж.

Берлин – взял на себя издательские функции «Знание» Горького и изд. Ладыженского. Здесь издается Цветаева. Через Берлин идут контакты с революционной Россией, сюда приезжают Маяковский, Пастернак, Пильняк.

Прага – Здесь собрано молодое русское офицерство. У Праги политические цели. Здесь развивается идея Евразийства.

Париж – здесь собрана самая состоятельная часть русской интеллигенции, высшие военные чины, банкиры и др. Именно здесь идет сохранение русского быта, менталитета. Бердяев, Струве и др. создают религиозно-философское общество. Создано Тургеневское общество, Существуют разного рода землячества и «Русское общество изучения востока». В Сорбонне существует славянский отдел.

Восточные: Константинополь и Харбин.

Константинополь – точка начала русского рассеяния.

Харбин – русский город созданный при строительстве КВЖД. В 20-х годах здесь существовало несколько русских изданий. В 1949г. после Китайской революции этим эмигрантам пришлось выбирать, куда ехать дальше.

В 30-е годы число центров меняется: Берлин и Прага перестают быть центрами, появляются центры в США, но это уже рассеяние. В литературе основными темами являются темы: Русского быта, православия, русской культуры и тема русской эмиграции.

Иван Сергеевич Шмелев – особые переживания(гибель сына)В ноябре 1920 уехал в берлин, в 1923 в Париж. «Солнце мертвых» Очень жесткий текст, фрагментарный, как и мир в нем нет логики, везде хаос, смерть. Смерть цыпленка и смерть доктора – это одна трагедия. Весна не приносит облегчения, здесь само название аксюморонно. Текст эсхатологический – «Конец концов». Дело в том, что человек покушается на миропорядок. Революция высвобождает темные силы. В сознании нет Бога, они умирают и уходят в никуда.

«Лето Господне» - подробное описание православного быта за весь год. Русский быт имеет смысл, он идеализируется. Смерть имеет духовную составляющую, ведь отец мальчика не уходит в никуда, он уходит в свет. Название многосмысловое – Anno Domini – время Бога, или лето, как венец года, как максимальное совпадение человека с бытием. Главная мысль Шмелева – переживание страдания и скорби через духовное горение, молитву. Восхождение души ко все превознемогающей Реальности.

Владимир Набоков получил в эмиграции другой опыт. Он не выезжал из России, просто остался в Европе. Все его герои живут воспоминаниями – это метатекст, который включает в себя разные мотивы, но один и тот же эмблематичный сюжет и проблемный герой. В его текстах есть антитеза реального и идеального. Эстетика выделяет человека из мира, для набоковских героев банальным быть хуже, чем плохим. Его персонаж всегда творец, он строит мир воспоминаний. Сюжет – это развертывание конфликта между героем и обывателем. Фабула ослаблена, потому что внешнее не имеет ценностей, главное событие происходит внутри.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: